`Истинный педагог постарается сделать учение занимательным, но никогда не лишит его характера серьезного труда, требующего усилия воли`
К.Д.Ушинский 21 век. Третье тысячелетие. Стремительное развитие науки и техники, новые технологии, новые горизонты. Что же наиболее ценно в наши дни? Ответ на этот вопрос очевиден - знания и скорость: скорость исполнения, скорость восприятия, скорость переработки информации. Современное общество как никогда остро нуждается в специалистах, обладающих хорошими знаниями и умением претворять их в жизнь, в молодости образованной, технически грамотной, способной хорошо ориентироваться в новых технологиях. И задача учебного заведения любого уровня (школы, техникума, ВУЗа) воспитать такую молодежь, которая бы своими знаниями, умениями, интеллектом, технической грамотностью отвечала требованиям времени. Задача педагогов - воспитать творческую личность, развить логическое и образное мышление учащихся. Необходимым условием успешного обучения любому предмету, в том числе и математике, является заинтересованность учебника в процессе познания, стремление к успеху, осознание необходимости обучения, то есть мотивация учебной деятельности. Во многих учебных заведениях традиционным средством повышения интереса к предмету является проведение предметных недель, в рамках которых проводятся различные внеклассные мероприятия: сюжетно-ролевые игры, конкурсы газет, КВНы, математические игры и т.д. Кроме этого, общеизвестно, что олимпиады и конкурсы различного уровня (от школьных до областных и всероссийских) повышают интерес учащихся к предмету и пробуждают у многих желание глубже изучать данную науку. Но в олимпиадах по математике могут участвовать и побеждать только учащиеся, обладающие незаурядными математическими способностями. Таких, однако, не так уж много. Возникает вопрос: как же заинтересовать, вовлечь в ежедневный творческий поиск других ребят? Ребят активных, жаждущих знаний, желающих проявить себя. Эта задача стоит перед каждым учителем математики, если он заинтересован в результатах своего труда. Работая в учебно-воспитательном комплексе, деятельность которого направлена на развитие творческих способностей учащихся, мы ежегодно ищем все новые и новые формы работы с детьми. Это и городской интеллектуальный марафон, и решение задач заочной математической олимпиады школьников, и участие в работе научного общества учащихся при ВГУ. Но кроме этих традиционных форм и методов работы с учащимися, в последние годы появилась еще одна форма вовлечения школьников в творческий поиск. Мы благодарны сотрудникам ВГПУ за разработку и внедрение новой, отвечающей духу времени, использующей современные технологии викторины для школьников. Компьютерная Телекоммуникационная викторина - это соревновательная вопросно-ответная игра с использованием электронной почты для связи между группами учащихся из различных городов. Вот уже несколько лет наш учебно-воспитательный комплекс принимает активное участие в этой викторине. Хотелось бы рассказать об организации викторины по математике в нашей школе и о том, чем помогает эта игра в учебно-воспитательном процессе. Основными задачами проведения компьютерной телекоммуникационной викторины являются: улучшение преподавания предмета; развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей детей; стимулирование интереса к предмету; стимулирование активности и самостоятельности учащихся при работе с литературой; развитие навыков коллективной работы; совершенствование письменной речи, развитие умения владеть математической терминологией; установление атмосферы взаимопонимания и сотрудничества между учителем и учениками; освоение новых технических средств и информационных технологий. Как же достигаются поставленные цели в ходе участия в телекоммуникационной викторине ? Традиционно в нашем комплексе создавалась одна разновозрастная команда учащихся с 7-го по 11 класс. В прошлом году мы заявили для участия в игре две команды: среднее звено и старшие классы. Однако в текущем году было решено, что наиболее рационально создать три разновозрастные команды: учащихся 5-7 классов, 8-9 классов и 10-11 классов. Опыт показал, что желающих принять участие в викторине очень много в каждой параллели, но наиболее эффективно работает команда из 15-20 человек. Кроме этого, возрастная дифференциация участников позволяет организаторам разрабатывать задания, отвечающие уровню знаний всех членов команды. Если же команда состоит из учащихся различных ступеней обучения, то снижается эффективность работы каждого участника или задание недоступно младшим, или слишком просто для старших. Таким образом, наиболее эффективным, мы считаем создание трех возрастных групп участников.
|