В некоторых восточных учениях утверждается, что каждые 12 лет человеку нужно менять род занятий. Будто бы за этот срок человек либо достигает своей вершины в выбранном деле, либо охладевает к нему: Им, на Востоке, конечно, виднее. Им не жаль лет, потраченных на высшее образование, наработанных связей и бесценного опыта работы. Но согласитесь, желание вырваться из привычного жизненного круга охватывает время от времени почти каждого, независимо от возраста и достатка. И вот мы уже планируем перемены, еще не зная, какие. Можно, конечно, переставить мебель в квартире. Похудеть. Сменить жилье, наконец (это, правда, уже из области экстрима). Но увлекательнее всего экспериментировать с профессией. Это не так страшно, как кажется поначалу. Знания остаются при вас, дипломы - тем более. Надо только набраться смелости, проанализировать рынок труда и попытаться использовать свой опыт и образование с максимальной эффективностью. Ведь возможный приз в этой игре - не только ощущение новизны и свежести жизни, познание себя самого и окружающих в неожиданном свете, но и улучшение материального благосостояния: Все, что будет сказано ниже, основано на анализе примерно двух тысяч вакансий, опросе мнений сотрудников кадровых агентств и служб по подбору персонала, а также личном опыте тех, кто однажды отважился решительно поменять место работы. Врач Как известно, во всем мире врачи и юристы являются весьма и весьма обеспеченными людьми. С юристами у нас вроде ситуация налаживается, а вот в медицине царит скорбное бесчувствие. Те немногие специалисты, которые работают в частных клиниках и кабинетах, могут рассчитывать на более или менее спокойную старость. Гинекологи, венерологи, стоматологи и опытные пластические хирурги востребованы почти всегда. Их приглашают в салоны красоты, ведомственные клиники и фитнес-центры. Прочим остаются все те больницы, станции скорой помощи и поликлиники, куда, собственно, мы все и бежим, когда заболеваем. Кто-то уходит в область научных изысканий (здесь иногда выручают западные гранты и субсидии), другие "обрастают" частной клиентурой и, само собой, дополнительным заработком. А третьи вынуждены искать иное применение своим знаниям и умениям. К сожалению - потому что прожить на те деньги, которыми государство оплачивает труд врачей, мало кому кажется возможным. Сегодня самый разумный и логичный ход для врача с хорошим образованием и практическим опытом - взгляд в сторону фармацевтического бизнеса. Именно этот вид предпринимательства считается третьим по доходности (после нефтедобычи и строительства). С невероятной скоростью появляются новые аптеки. Добрая половина рекламы по телевизору отдана лекарствам. Война фармацевтических компаний становится порой беспощадной. А самое главное - потребление лекарств и лечебных добавок растет, и путаницы в этой области становится все больше и больше. На фоне напряженной конкуренции единственно значимым козырем фармпроизводителей и продавцов становятся познания в медицине. Чем основательнее и убедительнее выглядит объяснение действия лекарства, чем большее доверие вызывает тот, кто рекомендует использовать именно этот препарат, тем выше вероятность покупки. Следует отметить, что у нас в стране каждый год выпускается немалое количество дипломированных фармацевтов. Но компании, производящие лекарства, предпочитают видеть своими представителями именно профессиональных, практикующих врачей. Что нужно для того, чтобы работать в фармацевтическом бизнесе? Во-первых, медицинское образование и некоторый опыт работы (крупным компаниям важен опыт именно в государственной медицине). Во-вторых, желательны специальные знания. Например, заниматься препаратами для похудания предпочтительнее врачу-диетологу, нежели травматологу. Некоторые фирмы настаивают на том, чтобы сотрудники не прекращали лечебную практику (многие врачи поступают именно так: полдня работают в поликлинике, полдня - в фармацевтической фирме). Дальше начинаются особые требования. Поскольку работа медицинским представителем требует знания рынка, серьезные фирмы в обязательном порядке занимаются бизнес-обучением своих сотрудников: важно ведь не только разбираться в лекарствах, но и правильно общаться с потенциальными клиентами. В число навыков, необходимых представителю фирмы, входит умение защищать интересы и поддерживать репутацию работодателя, а также быстро и правильно реагировать на кризисные ситуации.
|