И к средней школе, когда появляются такие предметы, как физика, геометрия, биология, для усвоения которых необходимо отлично развитое воображение и образное мышление, детям ничего не остается делать, как продолжать пользоваться своей выдрессированной слухоречевой памятью, а в отличники выходят ребята, способные зазубривать огромные тексты. Так как все время до этого никто из взрослых не занимался построением психической базы для развития мышления ребенка, он начинает опираться на то, что осталось от его памяти: слухоречевую память. А это для многих мальчиков становится непосильной задачей. Таким образом, актуальнейшей задачей для родителя, педагога, стремящегося начать подготовку ребенка к школе, и, в то же время, не желающему навредить его психическому и физическому развитию, является изучение закономерностей развития высших психических функций в онтогенезе и лежащих в их основе базальных факторов психического развития. Следующей задачей родителя и педагога является развитие способности не торопить события, умения уважать сегодняшние интересы ребенка. И вовремя переключаться, когда доминанта детского развития переместилась из центра на периферию или наоборот. Например, в первые два года жизни высшей психической функцией, занимающей центральное место в интеллектуальном развитии младенца, является восприятие. Базальными факторами развития этой функции, которыми природа наделила ребенка от рождения, являются модально-специфические (вкус, обоняние, осязание, слух, зрение), кинетический, кинестетический. Естественно, что задачей обучающих взрослых не может в это время быть обучение чтению или письму. Основной задачей взрослого в этот период является организация той развивающей среды, в которой ребенок будет осуществлять деятельность по дальнейшему совершенствованию своего вкуса, обоняния, зрения, слуха, тактильной чувствительности, сенсо-моторики. Чтобы потом, когда придет время, ребенок сам научился читать и писать, минимально опираясь на помощь учителя. Следующей задачей обучающих взрослых является систематическое ведение дневника развития ребенка. Это поможет сориентироваться в той уникальной, свойственной именно этому малышу, линии развития, его скорости и темпах. В дневнике обязательно должна прослеживаться динамика развития ребенка: малышу больше свойственно пошаговое движение, или наблюдаются периоды замедления, скачков, регрессии. В пять с половиной лет можно провести первую мягкую диагностику готовности к школе. Выявив те факторы, которые могут попасть в группу риска, интенсивно поработать над выявлением и устранением причин неовладения тем или иным навыком, который будет помогать ребенку в учебе. В шесть лет, если ребенок испытывает трудности в овладении общими и тонкими движениями, затрудняется в определении схемы своего тела и плохо ориентируется в пространстве, необходимо проконсультироваться с детским психологом. Следующей по значимости задачей является выбор школы в соответствии с направленностью детских способностей. В первую очередь необходимо не пытаться реализовать через ребенка свои амбиции, свои несбывшиеся мечты, а трезво оценить наследственный фактор и актуальный уровень развития различных способностей ребенка. Прогноз обучаемости по тем или иным предметам может сделать только очень подготовленный специалист. Поэтому, дорогие мамы и папы! Если у вас в семье почти все - гуманитарии, и у ребенка пока не выявлено одаренности к математике или другим точным наукам, не спешите отдавать малыша в математическую школу, только потому, что учиться там престижнее. Подождите до окончания начальной школы, которую постарайтесь подобрать, максимально учитывая потребности развития вашего ребенка: близость от дома, психологическая совместимость с педагогом, легкость вхождения в детский коллектив, осуществление учителем индивидуального подхода. Тогда к моменту перехода в среднюю школу (даже другую) ребенок будет иметь настолько положительный опыт общения с обучающей средой, его тело, эмоции, интеллект достигнут той степени зрелости, что он будет способен легко адаптироваться к различным условиям обучения.
|