Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что проблема готовности ребенка к школе на сегодняшний день - основная для огромного большинства родителей и воспитателей детей пяти-шестилетнего возраста. Многие специалисты в области дошкольной педагогики и детской психологии также обеспокоены вопросом, как подготовить ребенка к школе, чтобы он был способен справляться со все возрастающей школьной нагрузкой, и, в то же время, не нарушить, не деформировать закономерный процесс психофизиологического развития дошкольника. Известный факт: свыше 90% сегодняшних выпускников (называется устрашающая цифра - 98%) страдает теми или иными отклонениями в физическом развитии. Миопия, нарушения осанки, расстройства пищеварения, - эти хронические заболевания часто являются следствием отрицательной психосоматической реакции на чрезмерно завышенные требования среды к ребенку. И вместо того, чтобы чутко отзываться на эти сигналы бедствия, посылаемые нам организмом ребенка, мы продолжаем увеличивать и увеличивать школьную и садовскую нагрузку. Известно, что палеонтологическая эволюция человеческого вида заметно отстает от социо-культурной эволюции общества. Социо-культурная, технологическая эволюция - это совокупный продукт интеллектуальной работы огромного числа мыслителей, исследователей, открывателей различных времен и народов. Тогда как устройство мозга современного человека и закономерности его развития мало чем отличается от его сверстника, жившего сто, двести, триста, тысячу лет назад. Причина многих проблем в психофизиологическом развитии ребенка (родившегося здоровым) видится в том, что современное общество слишком рано начало предъявлять завышенные требования к интеллектуальному развитию детей, забыв о том, что невозможно построить основательный дом, не возведя под ним прочного фундамента. Доказано, что увеличение массы детского мозга в онтогенезе происходит за счет разрастания новой коры (высших отделов мозга), что в большей степени происходит благодаря целенаправленному обучению ребенка в онтогенезе. Тогда как глубинные отделы отвечают за энергетическое обеспечение и выживание организма. Однако апологеты социологизаторского направления в возрастной психологии не учитывают того факта, что целенаправленное обучение ребенка должно идти в ногу с закономерным биологическим развитием детского мозга. Школьная и садовская программы составлены так, что, вместо того, чтобы дать детям возможность последовательно пройти все необходимые стадии самостоятельного исследовательского поиска (опираясь на помощь учителя, но только в необходимом для ребенка объеме) и только потом ознакомиться с результатами деятельности Великих, малыша с самого раннего возраста целенаправленно пичкают далеко не всегда своевременными и необходимыми для его развития знаниями. Натаскивая на чтение, письмо и счет, не дают развиваться базальным основам для развития детского мышления: ощущениям, восприятию, воображению, перегружая детскую память огромным количеством чужого словесного мусора. Особенно деструктивно подобная система обучения влияет на психическое развитие мальчиков. Мужскому мозгу в большей степени свойственна правосторонняя асимметрия, они учатся и познают мир, больше опираясь на образные взаимоотношения с миром. У мальчиков позже, чем у девочек, мышление начинает опираться на речь. Поэтому в старшем школьном возрасте мальчики, чье развитие шло естественным путем, обладают отлично развитой способностью к абстрактно-логическому мышлению, тогда как у девочек оно чаще застревает на стадии вербально-логического. Так как мальчикам в большей степени свойственно с интересом заниматься тем, что для них актуально прямо сейчас, так как их мозг более сфокусирован на решении поисково-исследовательских задач сегодняшнего дня, они легко познают мир точных наук. Только хорошо разбираясь в точных науках, можно действительно идти в ногу со временем. Что же происходит с интеллектуальным развитием мальчика в школе? В начальной школе царит культ словесности. Гуманитарные науки полностью зациклены на прошлом. Но не настолько далеком, чтобы изучать мифологию, художественное, музыкальное творчество классиков, и постигать окружающий мир в символах и образах, являющихся основой основ восприятия окружающего мира. Дети заучивают стихи, пишут диктанты, изложения по воспринятому на слух тексту, натаскиваются в скорочтении на текстах, представляющих весьма сомнительную художественную ценность, и не имеющих никакого музыкального, цветового, двигательного, то есть вызывающего различные ассоциации, сопровождения.
|