Не волнуйтесь, ничего страшного в собеседовании нет. По существующему положению, принятому Комитетом образования, ни одна школа не имеет права проводить "вступительные экзамены" в первый класс. Собеседование, это всего лишь знакомство, позволяющее преподавателям оценить психологическую готовность малыша к обучению. И если ваш ребенок ошибся, неверно сложив три яблока с двумя, не переживайте. Учителям не столько нужен точный результат, сколько важно понять имеет ли ребенок представление о количестве предметов. Задания в каждой школе свои, но составлены они по единым принципам, учитывающим три стороны психологической готовности ребенка к школе. Предлагаем вам примерный список вопросов, которые могут быть заданы малышу во время первого собеседования. Определение уровня готовности к обучению грамоте. -Знаешь ли ты буквы? Назови их. (Буквы написаны на карточках и разложены в алфавитном порядке) -Причитай слово (дом, конь, кот, машина) Объясни, что означаю эти слова, или покажи картинки, где изображены предметы с этими названиями. -Прочитай предложение ("Мама мыла раму"). О ком говорится в предложении? -Прочитай рассказ или стихотворение (3-4 простых предложения или четверостишие, типа "Идет бычок качается...") Расскажи, о чем прочитал. -Расскажи по картинкам сказку или рассказ (4-5 сюжетных картинок, разложенных по порядку) -Прочитай наизусть стихотворение. -Напиши печатными буквами слово на слух (дом, пол, стол, мама, папа). Определение уровня готовности к обучению математике. -Выяснение временных представлений (Что сейчас - утро или вечер? Что бывает раньше утро или день?). -Выяснение пространственных представлений (Покажи правую руку. Кто сидит слева от тебя? Что из тех предметов лежит посередине? Что висит наверху? Что лежит внизу?). -Пересчитай пальцы на руках. На какой больше? -Положи на стол столько палочек, сколько кружков на рисунке. -Каких кружков больше? (Перед ребенком кладут пять больших красных кружков и семь маленьких синих). -Продолжи счет 1, 2, 3... (учитель определяет, до которого числа ребенок знает счет). -Назови цифры на картинках. -Назови достоинство монет один (рубль, два, пять). -Реши задачу. У Саши было 5 рублей. Он купил билет на автобус за 3 рубля. Сколько денег у него осталось? -Назови фигуры (перед ребенком выкладывают вырезанные из картона круг, прямоугольник, квадрат, треугольник). -Сложи прямоугольник из двух треугольников. -Выявление представлений об окружающем мире. -Как называется страна, в которой мы живем? -Назови город, в котором ты живешь. -Назови свой адрес. -Как зовут твоих родителей, как зовут твоих бабушек и дедушек? -Где работают папа и мама? -Какое сейчас время года? А в какое время года ты пойдешь в школу? Выявление отношения к школе. -Ходишь ли ты в детский сад? -Что тебе нравится в садике, а что не нравится? -Чем ты любишь заниматься больше всего? -Хочешь ли ты пойти в школу? -Понравилось ли тебе сегодня в нашей школе? Лето на подготовку Знакомо ли вам чувство ожидания перед важным, значительным, поворотным событием в жизни. Возбуждение, тревога, печаль, нетерпение, радость, грусть... Чувства смешиваются, образуя взрывной коктейль, выплескивающийся то смехом, то слезами. Именно в этом состоянии и пребывает теперь ваш ребенок. Задача родителей в этот момент - как можно больше находится рядом с малышом, с пониманием отнестись к его переживаниям и наилучшим образом подготовить к предстоящим переменам. Основная психологическая проблема, которую переживают дети в первый год школьной жизни, - расставание с играми. Еще вчера он возился с конструктором, играл "в магазин" или гонял мяч под одобрительные возгласы взрослых, всячески поощряющих "эти развивающие игры", как вдруг сегодня те же взрослые недовольно хмурятся, оттого, что он тратит драгоценное время на бестолковые забавы. Первокласснику игра необходима ничуть не меньше, чем дошколенку. Не пытайтесь внушить малышу, что учеба дело серьезное, что к ней надо относиться ответственно. Лучше научите ребенка играть в новую, занимательную игру - ученье. Практически все дети, приходят в школу с желанием стать учениками, но как это делается, они не знают. Они не умеют учиться, но хотят хорошо "играть" в ученика. Играйте с ребенком в "школу", пусть любимые игрушки станут учениками. Сначала взрослый читает ребенку и игрушкам-ученикам сказку, а потом ребенок проверяет у игрушек домашнее задание - игрушки голосом мамы или папы пересказывают сказку с ошибками, а малыш исправляет допущенные ошибки. В игре познакомьте малыша со школьными правилами - не вставать с места без разрешения, не выкрикивать ответ, входить и выходить из класса по звонку. Пусть ребенок сам расскажет об этих правилах ученикам-игрушкам и следит, чтобы они их выполняли.
|