Как происходит зачисление в первый класс? И к кому обращаться родителям, если возникли проблемы, трудности или вопросы в связи с поступлением в школу? УЖЕ многие годы порядок приема детей в первые классы остается практически неизменным. Другое дело, насколько он известен родителям и как исполняется школами. "Дворовые" школы - без проблем По закону РФ "Об образовании" никаких территориальных ограничений на учебу в школе нет и быть не может. И любому первокласснику, скажем, из Хабаровска совсем не возбраняется учиться в первопрестольной, как, впрочем, и наоборот. А еще в том же Законе (п. 3 ст. 3) сказано, что нормативные акты субъектов Федерации не могут ограничивать права физических лиц в области образования по сравнению с федеральным законодательством. Поэтому даже в столице отменен пресловутый 5-й пункт совместного постановления правительств Москвы и Московской области о Правилах регистрации граждан. По нему в сады и школы принимали только тех детей, родители которых зарегистрированы по месту жительства или пребывания в городе или области. Теперь же ребенка в школу записать обязаны, независимо от того, есть у родителей регистрация или нет. Что касается микрорайонных школ, то они для того и существуют, чтобы принять любого ребенка, фактически проживающего на данной территории. Это где-то могут отказать в приеме по причине отсутствия мест: норма - 25 человек на класс. В школу, расположенную во дворе, первоклассника обязаны принять и 30-м, и 38-м. Если надо, то там должны организовать еще один класс и даже вывести кого-то, если не хватает помещений, во вторую смену, потому что первоклассники в любом случае должны учиться в первую. Основания для отказа Собственно, вопросов с поступлением микрорайонных детей в свои "дворовые" школы, как правило, не бывает. В них можно идти записываться и летом. Если, конечно, это не школа с углубленным изучением чего-то. Все проблемы возникают именно здесь. Однако и сюда местного ребенка принять обязаны. Поскольку все лицеи, гимназии и прочие углубленные заведения не более чем виды общеобразовательных школ и никакого специального законодательства на их счет не существует. Поэтому, даже там не может быть никаких вступительных тестирований или экзаменов для первоклассников. Тем более - отказа в приеме по итогам таких испытаний. Именно поэтому приказ о зачислении детей в первые классы спецшкол в Москве может быть издан директором только после согласования со специальной комиссией окружных управлений образования. Такие комиссии должны быть созданы и начать работу с 16 апреля. Так что если что не так, сразу туда. А с 6 мая начнет работать аналогичная городская комиссия. Все это написано в приказе Московского комитета образования N 142 от 05.03.02. Директорам школ содержание приказа прекрасно известно. Поэтому они, отказываясь по каким-то причинам принимать ребенка, сами обязаны предложить родителям обратиться в округ. По тому же приказу начальники окружных управлений образования должны "определить количество первых классов в каждом общеобразовательном учреждении в соответствии с запросами родителей". Так что ссылки директоров на отсутствие мест требуют по меньшей мере подтверждения местного образовательного начальства. Питер в этом смысле пошел еще дальше. Там запись в первый класс началась уже в марте. И объявлен "заявительный порядок приема в первые классы" престижных учебных заведений. Поскольку в этой ситуации классов в таких школах может оказаться больше, чем учебных помещений, местное руководство предполагает даже передачу им дополнительных зданий. Незаконно, но обязательно Итак, экзамены, тестирования и конкурсы, направленные на выявление уровня знаний, при приеме в первый класс недопустимы. Тем не менее их проводят даже самые "простые" школы. Это вполне правомерно и делается для того, чтобы определить уровень развития будущего первоклассника и сформировать классы. Ведь даже в одной школе они могут быть самые разные, от гимназических до коррекционных. Хорошо подготовленных детей берут обычно в первые. Если, конечно, у них нет медицинских противопоказаний. Например, быстрой утомляемости, логопедических нарушений и т.п. Детям, не научившимся к первому классу различать цвета или формы предметов, плохо говорящим и т.д. могут предложить учебу в коррекционном классе. Всех прочих, как правило, записывают в обыкновенный.
|