Другая история - одноклассники. Как не вспомнить неказистую школьную форму, когда так легко и зло могут посмеяться над твоей небогатой одеждой или очками. Если такое случилось - вообще свет не мил. А если одноклассников больше двадцати пяти, то вообще очень сложно воспринимать науки. Отдельная песня - учебники. Господи, до чего же они сложные! Авторы, кто во что горазд, ради гонорара или славы, один другого хлеще упражняются то в остроумии, то в зауми. А ребенку сложно, он нуждается в поддержке, а на него все давят: родители - с их оценками, учителя - с их нагрузками, ровесники, кто посильнее, с их желанием самоутвердиться за чужой счет... Я часто ловлю себя на мысли, что сегодняшние дети очень похожи на собак - глаза затравленные, боятся удара... И также не защищены. Кто-то панически боится учителей или отвечать у доски. Однажды у меня было "окно", и я пила чай, а в соседнем кабинете была открыта дверь. Там шел урок, и вдруг я услышала свою фамилию и рев: "К доске!" Я забыла, кто я и где я, и собралась бежать к той самой доске - естественно, не помня от страха не то что правила, а собственного имени. А оказалось, что вызвали моего ребенка, и он еще что-то щебетал, к моему удивлению. От этих страхов и нервов у детей начинает болеть голова или живот - при одном лишь упоминании о нелюбимом предмете. И, естественно, желание идти в школу напрочь исчезает. Замечена закономерность: если ребенок говорит, что не любит такой-то предмет, это означает, что он его не знает, а уж если не любит учителя, то и предмет не будет любить никогда, а значит, и знать его не будет. Обидно, но факт - круг все равно замыкается на учителе. А еще есть ужасная штука - гормоны. Они куда-то зовут, чего-то требуют, организм разрывается на части, и так - с пятого по девятый класс... Это - самое тяжелое время, ребенок постоянно испытывает массированную атаку снаружи и изнутри... Он мечется и рвется, и ужасно хочет найти какой-то выход из бесконечного водоворота, и тогда возникает мысль - может, не пойти сегодня в школу? И спать хочется. Все время хочется спать. Ведь многие встают ужасно рано, чтобы добраться до места учебы. Некоторые и в шесть часов утра... Это при том, что ложатся только после двенадцати. А как иначе? Уроков на дом задают сегодня столько, что рабочий день ученика часто равен четырнадцати часам! А еще и жить хочется, не только учиться. Не многие учителя (и тем более родители!) знают, что домашняя работа не должна превышать по объему половины урока в школе. Следовательно, если на уроке успели сделать одно упражнение, то на дом задается половина. Чаще же получается совсем наоборот: в школе не успеваем, значит, дома все восполним! Школа для ребенка - это каторжная работа, за которую не платят ни копейки. Спросите себя самого: "Я хочу идти на такую работу?" И ответьте после всего этого, какому нормальному ребенку захочется идти в школу? Выход из любой ситуации есть, причем всегда. Можно ждать реформы (не знаю, правда, реформы чего именно), можно всю жизнь искать ту самую "идеальную" школу. Но лучше прямо сейчас помочь своим детям: не делать их тяжелую жизнь еще сложнее, полюбить их, понять, пожалеть, приласкать, поддержать, посвятить своему ребенку хотя бы один час в день. Но принадлежать в этот час только ему - и телом, и душой, и мыслями. Погулять или приготовить ужин вместе, сделать с ним самые сложные уроки. И тогда ваша жизнь и жизнь вашего ребенка станут легче. Гораздо проще - орать, унижать, требовать, закатывать родительские истерики, отправлять ребенка к бабушкам и дедушкам или пугать, например, что он будет жить с отцом (если родители в разводе). Конечно, очень сложно хотя бы на шестьдесят минут в день забыть о себе, любимом, и целиком посвятить себя дорогому человеку. Но, может быть, тогда, наконец, не будет у нас стариков, брошенных своими детьми - если не будет детей, которых мы сейчас не поддержим? А, может, он и в школу пойдет спокойно, ведь атмосфера в семье важнее, чем обстановка на работе-учебе...
Автор: ЕЛЕНА ЮРЬЕВА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
|