Дети приступают к работе. Учитель по мере надобности консультирует их.
Учитель (Грише). Подумай о тех цветах, которые ты выбрал.
Гриша. Они хорошо друг с другом сочетаются...
Учитель. А будут ли хорошо видны черты лица?
Гриша. Но он добрый, поэтому я взял такие краски (светлые)... Другие не подходят... Я сделаю так, что будут видны...
Учитель (Ксюше). А ты кого рисуешь?
Ксюша. Машу. Она хорошая, поэтому краски светлые... а глаза у нее большие... и ресницы.
Подобное обсуждение возникало практически со всеми детьми. С вопросами они не обращались. А советы учителя большинство из них отказывались принимать, доказывая свою правоту. Образ друга у них был свой, и именно его они пытались реализовать.
* * *
Портрет считается едва ли не самым сложным жанром живописи не только потому, что требуется передать сходство с конкретным человеком, но и из-за того, что в одном человеке художник должен воплотить образы людей определенного характера, нрава, значения. Вместе с тем лицо человека для детей наиболее важный объект, по которому они судят о людях и вид которого определяет их отношение к тому или иному человеку. Иными словами, дети чаще и внимательнее наблюдают и лучше знают лицо человека, чем другие объекты действительности. Поэтому, несмотря на сложность, дети очень увлеченно рисуют портреты и часто по-своему передают сходство с портретируемым человеком. Для изображения они чаще всего выбирают людей, которых любят или к которым относятся очень хорошо (мамы, папы, бабушки, дедушки, товарища по классу, учителя...). Плохих, злых, вредных они рисуют редко. Сходство детских портретов не фотографично. Оно складывается чаще всего из обостренной характеристики очертаний лица в целом и одной-двух его черт, особенностей прически, деталей одежды. Несмотря на это, портреты узнаваемы.
Не стоит относиться к сходству портрета с оригиналом очень строго. Главное понять, как относится ребенок к человеку, которого он решил изобразить. Для этого как раз и достаточно одной-двух особенностей внешности человека, выражения его лица, выбора характерных цветов, чтобы портрет стал выразительным. Цветовая характеристика человека имеет в портрете особое значение. Понять "секреты" создания этой характеристики в произведениях искусства, а затем использовать их в собственных работах и учатся дети на этом занятии.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание на учебную задачу, которую решают дети перед тем, как приступить к созданию портрета своего друга. При всей своей, казалось бы, формальности, она имеет большое содержательное значение: показывает детям, что для создания выразительного рисунка недостаточно подобрать цвета, хорошо соединяющиеся между собой. Необходимо найти такой цвет (или цвета), который, не нарушая гармонии сочетания, позволит дать характеристику изображаемому персонажу, выделить и подчеркнуть его важнейшую черту.
Примечание. В публикации использованы работы учеников ЭУК "Школа развития", г. Москва, Джимгарова Феликса, Захаровой Лизы, Капитула Ксюши, Саваян Маши, Тихова Юры, Саркисяна Степы, Ежовой Иры.
|