Урок изобразительного искусства во 2-м классе
Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова
По времени это занятие проводится в III четверти и во многом является итоговым. Следует отметить, что 2-й класс - это новый этап в развитии способностей детей. Важнейшая из них - строить образы воображения, руководствуясь эстетическими принципами. Если на занятиях в 1-м классе актуализировались и систематизировались знания и умения, полученные детьми в дошкольный период, а поиск целостности, гармонии и выразительности в произведениях искусства и в собственных рисунках совершался ими преимущественно интуитивно, то во 2-м классе к интуиции добавляется целенаправленное и планомерное освоение способов поиска красоты и выразительности художественной формы. Учащиеся решают учебные задачи, представленные в определенной последовательности. Особое внимание во 2-м классе уделяется проблеме гармонизации сочетаний разных цветов. Дети учатся смотреть обобщенно на рисунки красками, видеть согласованы или не согласованы на нем разные цвета, выделять те, что нарушают колорит рисунка. Именно это действие постепенно превращается для них в основное средство контроля за результатом своей работы. С понятием гармонии тесно связаны и другие циклы занятий, с которыми знакомятся дети на занятиях во 2-м классе.
Занятие "Портрет моего друга..." является не только завершающим большой цикл, посвященный выразительным особенностям цвета (теплохолодность), но и показывает, насколько освоены детьми и успешно ли применяются при создании выразительных рисунков знания, полученные при знакомстве с ритмом и симметрией.
Этому занятию непосредственно предшествует работа детей над плоскими декоративными настенными масками, где они пытаются применить свои знания о симметрии, сочетании теплых и холодных цветов для создания разных по роли и характеру персонажей сказок. На этом же занятии задача перед детьми стоит более сложная. Ребенку надо попробовать передать изобразительными средствами характер портретируемого и свое отношение к этому человеку.
Приведенное ниже занятие было проведено в рамках мастер-класса "Изобразительное искусство и художественный труд" (программа Ю.А. Полуянова), данного на VI Московской международной выставке-форуме "Школа 2002 г." учителем Галиной ДАВЫДОВОЙ с учениками 2-го класса экспериментального учебного комплекса "Школа развития" (подразделения школы ? 1133 Западного округа г. Москвы).
Учитель вывешивает перед учениками маски, сделанные на предыдущем занятии.
Учитель. Как вы думаете, кого изображают эти маски, каков характер этих персонажей?
Данила. Это - Карабас-Барабас... Он очень злой...
Учитель. А почему ты так решил?
Данила. Это видно... У него лицо такое бледное... а борода - черная...
Ксюша. Усы торчат...
Маша. Глаза треугольные...
Феликс. Глаза вот так расположены (показывает расположение глаз на своем лице, потом - на маске), они наклонены вот так и раздвинуты...
Данила. А брови, наоборот, сдвинуты... И наклонены не так... в другую сторону.
Учитель. С Карабасом-Барабасом разобрались. А кто это такой?
[an error occurred while processing this directive] |