Звучит песня "Заветный камень" в исполнении школьного хора или фонограмма (исходя из возможностей). ЗАВЕТНЫЙ КАМЕНЬ Сл. А. Жарова, муз. Б. Мокроусова Холодные волны вздымает лавиной Широкое Черное море. Последний матрос Севастополь покинул, Уходит он, с волнами споря. И грозный соленый бушующий вал О шлюпку волну за волной разбивал. В туманной дали не видно земли, Ушли далеко корабли. } 2 раза Друзья-моряки подобрали героя, Кипела вода штормовая. Он камень сжимал посиневшей рукою И тихо сказал, умирая: "Когда покидал я родимый утес, С собою кусочек гранита унес Затем, чтоб вдали от крымской земли О ней мы забыть не могли". } 2 раза Кто камень возьмет, тот пускай поклянется, Что с честью носить его будет. Он первым в любимую бухту вернется И клятвы своей не забудет! Тот камень заветный и ночью, и днем Матросское сердце сжигает огнем. Пусть свято хранит мой камень-гранит, Он русскою кровью омыт! } 2 раза Сквозь бури и грозы прошел этот камень, И стал он на место достойно. Знакомая чайка взмахнула крылами, И сердце забилось спокойно. Взошел на утес черноморский матрос, Кто Родине новую славу принес. И в мирной дали идут корабли Под солнцем родимой земли. } 2 раза Ведущий: История этой песни такова. Летом 1943 года Борис Мокроусов был проездом в Москве. На одной из улиц он остановился у витрины, где была вывешена газета "Красный флот". Его внимание привлек броский заголовок - "Севастопольский камень". С Севастополем композитора связывало многое. В первые же дни войны он был направлен сюда в распоряжение Политуправления Черноморского флота. Здесь сблизился с моряками - будущими участниками обороны Севастополя, полюбил суровую романтику Черного моря. Еще тогда Мокроусов и поэт Александр Жаров задумали написать песню о черноморских моряках. Но военная судьба разлучила авторов, им не удалось тогда осуществить свой замысел. И вот сейчас, спустя два года газетный заголовок вновь напомнил композитору о его мечте. Так о чем же рассказывала газета? ...Последние часы героической обороны Севастополя. Фашистская артиллерия ведет ураганный огонь по полуразрушенному городу. Один из вражеских снарядов ударил в набережную близ памятника "Погибшим кораблям" и отбил от гранитного парапета небольшой осколок. Этот кусок серого гранита подобрал неизвестный моряк - один из тех, кто, сдерживая бешеный натиск гитлеровцев, бился против десяти, против ста. Уходя из Севастополя, он поклялся вернуться сюда и положить камень на место. Но моряку не суждено было это сделать - его сразила фашистская пуля. Умирая, он передал осколок своим боевым друзьям с наказом: "Камень должен вернуться на свое место - в Севастополь!" Воин, принявший драгоценную реликвию, - это был снайпер - погиб в засаде, успев передать севастопольский камень своему другу-разведчику. От него камень попал к связисту, затем побывал у артиллеристов, пулеметчиков, летчиков.... И у кого бы ни находился, он всегда был в крепких надежных руках воинов, поклявшихся выполнить завет неизвестного матроса - вернуть гранитный осколок на родную землю.... Легенда о севастопольском камне, рассказанная в газете писателем Леонидом Соловьевым, произвела огромное впечатление на композитора. "Образ последних легендарных защитников Севастополя, - вспоминал он впоследствии, - стал преследовать меня денно и нощно. Кто же этот последний матрос-герой?" Да, подвиг черноморских моряков достоин песни! И композитор принялся за работу. Постепенно рождалась полная истинного драматизма мелодия "Заветного камня", которой суждено было стать одной из лучших песен Великой Отечественной войны. Именно мелодия, ибо слов еще не было, - случай сравнительно редкий в композиторской практике. Когда музыка была готова, текст написал Александр Жаров (проекция портрета). Вот что рассказывает об этом поэт: "После того, как Мокроусов показал мне музыку, стихи я написал почти залпом, потому что был подготовлен к этому еще в те дни, когда мы оба были в Севастополе. Там в частях и на кораблях встречал я своих ровесников - представителей новой поросли комсомола, воинов-героев, о которых писал в песнях".
|