Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Урок литературного чтения "Откуда пошла русская земля..."
<<назад
 1  2  3  4 

Князь Олег с большим войском пошел на Константинополь и захватил его. Византийцы были вынуждены принять условия русов, и в 911 году Русь и Византия заключили договор. Русские купцы получили право приезжать в Царьград и торговать там беспошлинно. В знак победы Олег прибил к вратам Царьграда свой щит.
Послушайте, как об этом историческом событии записано в летописи.
Учитель читает отрывкок из летописи "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда" .

У. Попробуем проанализировать этот текст с точки зрения его художественности. На первый взгляд, идет описание исторических фактов. Но это не совсем так. Подчеркните в тексте глаголы.

Д. Пошел, вышел, начал воевать, убийства сделал, разбил и пожег, повелел, остановил...

У. Это глаголы действия. Они создают впечатление мощного, стремительного движения русского войска к победе. Налицо - специальный подбор слов. А каким вы представили себе князя Олега?

Д. Мужественным, сильным, решительным, умным, уверенным в своей силе...

У. Найдите в тексте слова, которые дают нам представление о характере героя текста - князя Олега.

Д. В тексте нет таких слов.

У. Действительно, поразительный эффект летописи - ни слова не сказав о характере героя, неизвестный летописец создал образ князя Олега. Похож ли он на реального человека?

Д. Чем-то да, а чем-то нет. Скорее он похож на богатыря из русских былин.

У. Вы правы, автор создал характер наполовину сказочный, наполовину реальный, и если мы взглянем на иллюстрацию на с. 5 учебника, мы увидим человека, очень похожего на былинного героя, русского богатыря, прозванного в народе за свой ум и прозорливость Вещим.

V. Работа с учебником
У. Рассмотрите иллюстрацию на с. 5. Какой момент запечатлен на ней?

Д. Изображено, как князь Олег со своей дружиной выходит из побежденного города, оставляя в честь победы на воротах свой щит.

У. Каким мы здесь видим князя Олега?

Д. Он очень горд своей победой. Голова высоко поднята. Взгляд решительный. Князь Олег покидает город с чувством выполненного долга.

У. Прочитайте текст летописи самостоятельно. Подчеркните слова, которые требуют объяснения.

Дети выполняют задание.

VI. Словарная работа
У. Какие слова вы подчеркнули?

Дети называют малопонятные или неизвестные им слова. Учитель записывает их на доске.

- Кто из вас может объяснить смысл этих слов?

При затруднении учитель сам дает толкование.

Материал для справок

В лето - в год.

6415 г. - летоисчисление от Сотворения мира.

907 г. - летоисчисление от Рождества Христова.

Варяги, словены, чудь, кривичи, меря и др. - племена, жившие на славянских землях. "Великая Скифь" - так называли греки эти племена.
Дань - подать с населения или налог, взимаемый победителем с побежденных.
Яства - еда, кушанья.

VII. Итог урока
У. Какое новое значение вы открыли для себя сегодня на уроке?

Д. Мы узнали значения новых слов. Узнали, каким был князь Олег и что он сделал для славянских земель.

У. Сегодня на уроке мы выделили в летописях некоторые признаки художественного текста, но пока этого мало, чтобы признать летопись художественным произведением. На следующем уроке наше исследование будет продолжено.

VIII. Домашнее задание
У. Ответьте на вопросы 2, 3, 4, 5 на с. 10 учебника.


Урок 2

Тема. "И вспомнил Олег коня своего..."
Цели. Закрепить знания учащихся о жанровых особенностях летописей, найти признаки художественности в тексте летописи, воспитывать уважение к отечественной истории.
ХОД УРОКА

I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель. Что такое летопись?

Дети. Летопись - письменный исторический источник, из которого люди узнают о прошлом.

У. Зачем люди записывали свое прошлое?

Д. Чтобы мы сегодня знали о том, как люди жили раньше, какие происходили события.

У. Чем отличается летоисчисление в Древней Руси от принятого сейчас?

Д. Раньше летоисчисление шло от Сотворения мира, а сейчас - от Рождества Христова.

 1  2  3  4 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru