4-й класс (1-4)
При знакомстве с разделом "Летописи" ученики младших классов всегда испытывают затруднения, которые связаны со сложностью изложения материала, с большим количеством незнакомых слов и т.д.
Как заинтересовать детей этим жанром литературы, сделать его понятным и доступным? Возможно, уроки, представленные Еленой ПИЛЬЩИКОВОЙ, учителем Некрасовской начальной школы Костромской области, помогут вам в работе.
Урок 1
Тема. "Откуда пошла русская земля..."
Цели. Познакомить с летописью как жанром древнерусской литературы; формировать литературоведческие представления; найти в тексте признаки художественности; обогатить словарный запас учащихся новой лексикой; воспитывать уважение к отечественной истории.
Оборудование. Родная речь. Кн. 3. Ч. I. М. / Сост. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.A. Климанова.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Введение в тему урока
Учитель. Скажите, с какими жанрами художественной литературы вы уже знакомы?
Дети. Сказка, рассказ, басня, былина, загадка, стихотворение.
У. Сегодня на уроке мы познакомимся с летописями - жанром древнерусской литературы. Слово "летопись" вам знакомо из уроков истории. Давайте вспомним его значение.
Д. Летописи - это один из письменных исторических источников, из которых люди узнают о том, что было раньше. Составляли их монахи-летописцы, в древние времена они были самыми образованными людьми. Они вели записи важных событий из года в год (из лета в лето). Отсюда и название записей - летописи.
У. Рассмотрите иллюстрацию на с. 3 учебника, расскажите, что на ней изображено.
Д. На иллюстрации мы видим келью. Ночь. За столиком сидит монах в черной одежде, при свете свечи что-то пишет гусиным пером. Вероятно, он записывает события, свидетелем которых был или о которых слышал, то есть пишет летопись.
III. Постановка цели урока
У. Почему же мы изучаем летописи на уроке литературного чтения, а не на уроке истории? Что будет в центре нашего внимания? Исторические события, описанные в летописи, или что-то другое?
Д. Вероятно, что-то другое.
У. Цель наших уроков - выяснить, что такое летопись: исторический документ или художественное произведение.
Мы знаем, что главное отличие художественной литературы от других видов литературы в том, что в ней прослеживается отношение автора к тому, что он пишет, есть доля вымысла, присутствует художественный образ, используются особые изобразительно-выразительные средства, а именно - специальный подбор слов, употребление их в переносном значении, использование эпитетов, описаний, речевых характеристик с целью создания образа.
Прочитаем эпиграф к первому разделу учебника "Откуда пошла русская земля...". Это слова из "Начальной русской летописи" - "Повести временных лет", написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
Как вы их понимаете? О чем пойдет речь в этой летописи?
Д. О народах, которые жили раньше на русской земле, про основателей русских городов, про князей, про героев, которые защищали Русь.
У. Задача нашего урока - найти признаки художественности в тексте летописи, которую мы будем читать. Поэтому сформируем эпиграф к сегодняшнему уроку немного иначе: "Откуда пошла русская литература..."
IV. Знакомство с фрагментом летописи "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"
У. Перенесемся в далекие времена. Начало Х века. Населению Древней Руси не раз приходилось отражать нападения воинственных соседей - греков, варягов, хазар, печенегов. И киевские князья, в свою очередь, совершали военные походы против врагов, в том числе и против богатейшего государства - Византии (в настоящее время на этой территории находится Турция). Столицей Византии был город Константинополь, или, как на Руси называли его, Царьград.
Император Византии стремился подчинить Русь, овладеть ее богатствами, превратить захваченных в плен славян в рабов.
После смерти варяжского князя Рюрика наследником престола стал его родственник Олег (хотя законным наследником должен был стать его сын Игорь, но он был еще маленький). Олег в то время княжил в Новгороде, но позднее подчинил своей власти и Киев.
|