Азов был славен, Смоленск грозен, а Вильна дивна. Алексинцы - стрельцы. Аника смотрок. Аника воин (см. лубочн. карт.). Арзамасцы - гусятники, луковники; малеваны (иконописцы). Арзамасцы собор кандалами сковали (связали обручами свод). Архангелогородцы - шанёжники; шаньга кислая. Архангельцы - моржееды, кровельщики. Астраханцы - чилимники (чилим - водяные орехи). Икорники. Ворвань тухлая. Белужники. Разбойники. Дуванщина. Астраханцы кобылятину вместо былорыбицы в Новгород слали. Астрахань арбузами, а мы голопузами (славны). Балахонцы - гагары. Балахонская гагара. Барана в зыбке закачали (украв, спеленали и положили в зыбку, чтобы спрятать). Беда, что в Родне. Бежечане - колокольню рожком подбили (от. е. встряхивая табак в рожке. Это присловье дается, впрочем, разным уроженцам). Бей русского, часы сделает. Русский что увидит, то и сделает. Бей челом на Туле, ищи на Москве. Тула зипун сдула. Белозерцы - белозерские снетки. Бесово, Руново - пронеси бог здорово, а Терново да Баскачь хоть кругом обскачь (Тул. губ,, Кашир. уезда). Близки Гулынки, подымай дубинки (Гулын-ки. Рязанской губернии, Пронск. уезда, прежде были разбойники). Божья коровка, полетай за Волгу: там тепленько, здесь холодненько. Болховитяне рака со звоном встречали: вот воевода к нам ползет, а щетинку в зубах несет. Борисоглебцы - кислогнездые (они прежде были скорняками и клейщиками. Тамб.). Боровичане - волну шечники, водохлебы. Боровичане - луковники. Луку, луку зеленого. Бородка - нижегородка, а ус макарьевский. Боску съели. Боска, Боска, на тебе костку (кличка собаки). Брянцы - куролесы. Брянская коза (Орлов.). Будто из Елховки, стрижены верховки (т. е. маковки). Буевцы - домоседы, лесники. Буй городок отбей кошелек. Буй да Кадуй черт три года искал, а Буй да Кадуй у ворот стоял. (Татары искали Буй, чтобы разорить его, но не нашли к нему дороги.) Была правда у Петра и Павла (в застенке Московском, где была пытка). В Астрахани и коровы рыбу едят (соленую). В Вильне - что в мыльне. В Вильне семь дорог для жида да три для поляка. В Городце (Балах, у.) на горе по три девки во дворе. В Ельцу - девка по яйцу, а позадь Ельца - половина яйца. В Кардовили удавили, в Понятовке схоронили, в Корине по вино. В Луцку все не по-людску: навколо вода, в середине беда. В Москве все найдешь, кроме птичьего молока. В Москве все найдешь, кроме родного отца да матери. В Москве деньгу беречь, себя не стеречь. В Москве каждый день праздник (по множеству церквей). В Москве недорода хлебу не бывает. В Москве сорок сороков церквей (церкви в Москве разделены на благочиния по сорокам). В Москве толсто (густо, часто) звонят, да тонко (жидко, редко) едят (по дороговизне для крестьян). В Москву бресть (идти) - последнюю копейку (деньгу) несть. В Москву идти - голову нести (старин.). В Москву идтить - только деньгу добыть. В Романовщине (Ром. околоток, того же уезда, мелкопоместный) столько барских дворов, сколько у зайца ломов (т. е. прыжков). В русском брюхе и долото сгниет. В Севске поросенка на насест сажали, приговаривая: цайпайся, цайпайся, курочка о двух лапках, да держится. В Сибири бабы коромыслами соболей бьют. В Суздале да в Муроме богу помолиться, в Вязниках погулять, в Шуе напиться. Суздальцы - сальники. В Тетюшах городничий лапоть плетет. Валдайские горы да любанские воры. Колокольники. Ванька Каин - окаянный грабитель. Варил черт с москалем пиво, да и от солоду отрекся. Варнавинцы - медовики. Васильцы (на р. Суре) - стерлядники. Велика святорусская земля, а везде солнышко. Велика святорусская земля, а правде нигде нет места. Венгер из-под Лохвицы (Полт. губ., коробейники). Верейцы - сочевники (сочи - вязенки у рыбаков и хлебенное). Ветлу жане - санники. Санник да тележник, а выехать не на чем. Виден (Симбирск), да семь ден идем. Видно, город велик, что семь воевод (московская семибоярщина). Витебцы: Волынка да гудок, собери наш домок; соха да борона разорили наши дома. Владимир: деревянные печи, золотые ворота, железные церкви (деревян. печь была в архиерейск. доме Успенск. собора; золотые ворота известны; железная церковь была у Рождеств. монастыря).
|