Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Концепция содержания образовательной области "обществознание"
<<назад
 1  2  3 

Образовательная область "Обществознание" охватывает человеческое общество в его прошлом и настоящем вместе с окружающей его природно-географической средой.

Общество как объект изучается комплексом наук, однако предмет изучения у них различен. Предметом исторической науки является прошлое в его конкретности и неповторимости. История изучает события прошлого человечества, в их индивидуальном облике и многообразии. Предметом других общественных наук (социологии, политологии и др.) являются общие закономерности социального развития в целом либо закономерности и современные тенденции развития отдельных сфер общественной жизни. Эти науки изучают существующую действительность преимущественно в обобщенном виде. Предмет географической науки - вся географическая оболочка и слагающие ее геосистемы, как среда обитания и хозяйственной деятельности людей; территориальная организация общества. География как бы соединяет естественные и общественные науки, изучая пространственно-временные взаимосвязи, факторы и особенности развития природных и природно-антропогенных территориальных систем.

Таким образом, в совокупности эти науки обеспечивают:

- комплексность подходов к изучению общества, поскольку для истории ведущим при его изучении является исторический подход, для общественных наук - логический или структурный, для географических - пространственно-временной;

- сочетание "вертикального" (исторические науки) и "горизонтального" (общественные и географические науки) срезов развития общества.

При этом следует указать на оправдавшую себя традицию раздельного преподавания в отечественной школе исторических, социальных и географических дисциплин. Каждая из них имеет самостоятельную ценность. Вместе с тем, между ними существует тесная связь. Формирование понятий и обобщенных выводов общественных наук осуществляется с опорой на исторический опыт. В интерпретации прошлого, в экономической, социальной, политической географии широко используются экономические, социологические и иные понятия и категории, разработанные в других общественных науках. Изучение истории осуществляется с опорой на пространственные представления, сформированные в географии.

В классах социально-гуманитарного профиля на базе курсов повышенного уровня по каждому из трех названных учебных предметов возможно создание курсов по выбору двух типов:

- по отдельным проблемам той или иной области знаний (например "Археология", "Рыночная экономика" и т.д.)

- по проблемам находящимся "на стыке" наук (например "Современный мир", интегрирующий знания по истории, обществознанию и географии.)

- нынешнее состояние образовательной области отражает процессы, произошедшие в стране и в системе образования в 90-е годы XX века.

Началось становление нового содержания школьного образования. Оно диктовалось сменой социально-политических ориентиров России, идеологического диктата; существенными изменениями в исторической и других общественных науках; коренными изменениями в законодательстве страны, принятием Конституции РФ, "Закона об образовании"; начавшейся гуманизацией образования, ее направленностью на уважение личности, достоинства учащегося, его запросов и интересов, на формирование гражданина, интегрированного в современное общество и способного к активному участию в его совершенствовании, на выработку гуманистических и демократических ценностных ориентации как основы жизнедеятельности и нравственной ответственности.

Современное положение в историческом, обществоведческом и географическом образовании, позитивные и негативные аспекты в существующей практике определяются многими факторами. Наиболее существенными из них представляются следующие:

- преодоление старых, жестко идеологизированных представлений о целях обучения в средней школе;

- усиление раскрытия личностного аспекта общественного развития, роли человека в системе "природная среда - общество - человек", его целей и мотивов поведения в прошлые эпохи и в наше время;

- обновление содержания курсов истории, обществоведения и географии, отражающие современный уровень науки;

 1  2  3 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru