Критическая ситуация, в которой оказалось молодое поколение России, требует обращения к новой системе ценностей. Одним из таких аспектов может стать воспитание интереса к изучению национальных традиций, которые восходят к общечеловеческому гуманизму как к глобальному феномену мировоззрения. Определяющие отношения человека, растущего ребенка к окружающему миру и другим людям - процесс постоянный и многогранный. В этом смысле очень важна разработка масштабной стратегии исторического образования. Этот фактор влияет на формирование менталитета молодых граждан России как будущих ее лидеров. Российское историческое образовательное пространство формируется и развивается под влиянием многих факторов, большая часть из которых связана с профессионализмом учителя как исследователя, критика, практика и, наконец, человека, внимательно работающего с архивом и другими историческими документами. Сегодня в российском обществе сложилась весьма сложная экономическая и социально-политическая обстановка. Поляризации общественной жизни, смешение мировоззрений, экономические потрясения. Это часто провоцирует людей либо к радикализму, в попытках решения проблем, стоящих перед нами и обществом, либо к осознанию фундаментальности проблем и попыткам их социального разрешения. Разрушение многих культурных и исторических стереотипов привело к резкой деградации оценки значимости общественных отношений, что снижает менталитет образования. Из теоретических исследований и мировой практики известно, что образование в обществе оказывает стабилизирующее и развивающее значение. Оно способно остановить социально-психологическую эрозию общества, и в этом его великое значение как фактора обеспечения национальной безопасности. Резервом для создания дополнительных образовательных услуг может стать тенденция к воспитанию детей с высоким уровнем квалификации - лидеров, как это может иметь место в Образовательном центре. В настоящее время одной из тенденций развития в стенах нашего учреждения можно считать процесс реорганизации массовой школы в новое образовательное учреждение. Педагогический коллектив (не без участия социального заказа) проводит организационно-педагогические преобразования, что сводится к поиску новых смыслов понятия "содержание образования". С проблемой выработки собственной образовательной концепции связан каждый учитель истории. Новые социально-экономические условия потребовали сегодня от школы изменения сложившейся системы приоритетов, согласованности между структурными элементами образования. Социальное расслоение общества, со своей стороны, сильно дифференцировало образовательные запросы. Следствием этого стало появление в России, в частности в Москве, лицеев, гимназий, образовательных центров. Они столкнулись с педагогическими проблемами. Организационные формы содержания образования в новых типах учебных заведений пока еще не учитывают в достаточной степени значения исторического образования с последующей деятельностью учащихся в сфере бизнеса, что является серьезным недостатком. Особую актуальность сегодня имеет выбор приоритетов в развитии системы образования, в том числе философии образования, как науки. Школа, как нам кажется, не должна быть вне политики, а историческое образование - не должно потерять фундаментальности, своей основной функции обеспечения граждан страны знаниями, воспитания через исторические факты. Хотя само это утверждение, как мы считаем, носит сугубо идеологический характер, но оно обращено к реалиям жизни. Добавим, что перед молодыми гражданами России стоит острая проблема новой национальной идентификации с учетом современных ценностей гражданского общества. Для исторического образования - это платформа для воспитания людей, осознавших свою роль и место в своей стране и в современном мире. Вот почему учащиеся должны положительно воспринимать идеи и механизмы гражданского общества и основ правового государства. И в этом смысле история, историческое образование становятся не просто базовым компонентом, а способом мышления для ребенка, подростка, молодого человека, гражданина. Логика исторического развития Отечества привела нас сегодня - в конце XX века к ортодоксальности, к парадоксу той ситуации, которая диктует необходимость возвращения каждого в "историю"; необходимость осмысления и переосмысления исторического опыта: взаимодействие человека и общества в будущем должно происходить на фактологической платформе. Это важно и актуально для практического опыта.
|