Реализация прикладной направленности в преподавании предметов естественнонаучного цикла - исключительно важная педагогическая проблема. Не секрет, что содержание школьных курсов химии, биологии, физики излишне затеоретизировано и далеко от проблем повседневной жизни, от личных интересов учащихся. У этой проблемы есть и другая сторона, связанная с введением в Базисный учебный план новой образовательной области "Технология". Концепции обучения технологии предусматривают широкое использование межпредметных связей, разработку междисциплинарных познавательно-трудовых заданий - "проектов", формирование технологических знаний и умений в рамках изучения не только непосредственно данной дисциплины, но и общеобразовательных предметов. Однако для реализации этих концептуальных положений необходимы соответствующие разработки. В качестве одного из методических подходов предлагаем разработанный нами цикл занимательных уроков химии с прикладной направленностью. Тема каждого урока связана с конкретным видом деятельности (повседневный быт, работы в сельском хозяйстве). Урок представляет собой подборку проблемных заданий, для решения которых необходимо привлечь знания по химии. Всего разработано 8 уроков, содержание которых отражено в их названиях: "Большая стирка", "Капитальный ремонт", "Салон красоты", "Урок Мойдодыра", "Химик изучает рекламу", "Война в огороде", "Рога и копыта, или химик пришел на ферму", "Всякая всячина". В каждом уроке содержится около 20 заданий. Наиболее целесообразно проводить эти уроки при повторении и обобщении материала всего школьного курса химии в 11 классе, но учитель может выбрать отдельные задания и для работы в 9-10 классах. Приводим примеры проблемных заданий из нескольких уроков прикладного цикла. В скобках даны ответы и решения.
Война в огороде 1. Препараты для борьбы с грибными болезнями растений называют фунгицидными. Один из самых распространенных фунгицидных препаратов - бордосская жидкость, которую готовят смешиванием водного раствора медного купороса и суспензии свежегашеной извести. В результате образуется водная суспензия, содержащая Cu(OH)2, CuSO4, CaSO4 в молярном соотношении 3:1:1, а также основной сульфат меди. Для образования стойкой суспензии весовое соотношение CuSO45H2O : Ca(OH)2 должно составлять 1:0,75. Но если известь не свежегашеная ее следует брать в избытке. Почему? (При старении извести происходит превращение Са(ОН)2 в СаСО3 за счет взаимодействия с СО2 воздуха, в результате общее количество Са(ОН)3 в извести уменьшается.) 2. Для лучшего прилипания фунгицидных препаратов к листьям растений в рабочие растворы можно добавлять силикатный клей, молоко или обрат, казеиновый клей, мыло. Почему в бургундскую жидкость, которую готовят из медного купороса и кальцинированной соды можно добавлять любые из перечисленных веществ, а в бордосскую жидкость, которую приготавливают из медного купороса и суспензии гашеной извести нельзя добавлять мыло? (Кальций, содержащийся в бордосской жидкости, образует с мылом нерастворимые соединения, которые в виде липких комков забивают опрыскиватели. В бургундской жидкости кальция нет, поэтому для липкости к ней можно добавлять мыло). 3. Бутиламин - фунгицид, особенно активный против плесневых грибов, Обычно его применяют для защиты плодов от гнили и плесени при транспортировке. Зная свойства бутиламина - жидкость с температурой кип. 63 градуса, взаимодействует со щелочами, образуя водорастворимые соли, также обладающие фунгицидным действием, - предложите наиболее технологичный способ обработки плодов томатов. Как можно обезопасить себя от попадания остатков бутиламина в организм при потреблении плодов, прошедших такую обработку? (Самый простой способ обработки этим препаратом - фумигация, так как вещество будет легко испаряться. Емкость с бутиламином поместить в закрытую камеру с плодами, или устроить укрытие типа палатки из полиэтиленовой пленки. Можно немного подогреть с помощью водяной бани для лучшего испарения. Пары бутиламина оседают на плодах и могут попасть в организм, поэтому перед употреблением их необходимо тщательно промыть водой, а для надежности - слабым раствором питьевой соды, так как в щелочной среде бутиламин намного лучше растворяется).
|