Историческое и обществоведческое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест. В 1999 году приказом Министерства образования России (от 30.06.99 N 56) был утвержден обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования, разработаны и изданы примерные программы по истории и обществознанию для средней (полной) общей школы (изд-во "Дрофа", 2000). Утвержден новый Перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования на 2000/2001 учебный год (приказ Минобразования РФ от 29.12.99 N 1428). Он отличается тем, что в нем впервые предпринята попытка выстроить комплект учебников по законченным содержательным линиям с 5 по 11 класс по всем периодам отечественной и всеобщей истории, курсам обществознания. К новому учебному году будут изданы следующие учебники по истории: Колпаков С.В., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. История Древнего мира, 5 кл. - М., Баласс. Бойцов М.А., Шукуров Р.М. История Средних веков, 6 кл. - М., Русское слово. Жарова Л.Н., Мишина И.А., Загладин Н.В. Новая история, 8 кл. - М., Русское слово. Захарова Е.Н. Новая история, 8 кл. - М., Мнемозина. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век, 11 кл./авт. кол. под рук. А.М.Родригеса - М., Владос. Выходят несколько вариативных учебников по обществознанию: Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Введение в обществознание, 8 кл. (1-я часть комплекта для 8, 9 классов). - М., Баласс. Обществознание, 8-9 кл./авт. кол. под рук. А.Ф.Никитина. - М., Просвещение. Никитин А.Ф. Обществознание, 8 кл. - М., Дрофа. Никитин А.Ф. Обществознание, 9 кл. - М., Дрофа. Мушинский В.О. Обществознание, 8 кл. - М., ЦГО. Мушинский В.О. Обществознание, 9 кл. - М., ЦГО. Кравченко А.И. Обществознание, 9 кл. - М., Русское слово. Кравченко А.И. Обществознание, 10-11 кл. - М., Русское слово. С учетом значимости правового образования как важнейшего фактора социализации личности, как условия построения правового государства в последние годы усилилось внимание к изучению вопросов права в системе обществоведческого образования. В настоящее время правовое образование существует в школьных учебных курсах в двух формах - интегративной и профильной (модульной). Это нашло отражение как в создании учебников по праву для факультативных курсов, так и в более широком включении правоведения в курсы обществознания. Правовые курсы также включаются в региональные и школьные учебные планы. Созданы новые учебные пособия по праву: УМК "Основы правовых знаний" для 7-11 классов (программы, учебники, пособия для учителя, практикум, задачник, хрестоматия, юридический словарь, серия видеофильмов), Российский фонд правовых реформ (изд-во "Вита-пресс"); учебник для факультативных занятий в старшей школе "Введение в право", авт. А.В.Ильин, С.А.Морозова (изд-во "Специальная литература", Санкт-Петербург); учебные пособия для старшеклассников Е.А.Певцовой: "Мир права вокруг нас" (изд-во "ЦГО") и "Основы правовых знаний" (изд-во "Владос"). После того как определилось содержание исторического и обществоведческого образования и было создано его учебно-методическое обеспечение, появилась возможность определить критерии объективной оценки результатов обучения учащихся по истории и обществознанию. Издательство "Дрофа" выпустило сборники "Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории" и "Оценка качества выпускников основной школы по обществознанию" (М., 2000). В сборники включены все необходимые для учителя истории и обществознания нормативные документы (обязательный минимум содержания, примерные программы, требования к уровню подготовки выпускников 9 класса по истории и обществознанию и образцы заданий для проверки достижений учащимися этих требований). Требования сформулированы в общей форме - по видам деятельности и умениям, а затем конкретизированы по основным разделам истории и обществознания. В сборник по истории включены проверочные работы, позволяющие проверить знание дат, фактов, терминов, понятий, представления о причинно-следственных связях, некоторые классификационные навыки. Каждое задание имеет шифр, показывающий, какой раздел истории и какой вид знания, деятельности проверяется. Работы рассматриваются как составная часть (этап) проверки исторической подготовки школьников, предваряющая, но не заменяющая экзамены. Оценка результатов осуществляется в виде квалификационного заключения "зачет" - "незачет" или отметки "удовлетворительно" при правильных ответах на 60-70% заданий. Отметки "хорошо" (4) или "отлично" (5) могут быть выставлены при комплексной аттестационной проверке, включающей все предусмотренные требованиями элементы исторической подготовки школьников. Развернутые устные и письменные ответы учащихся оцениваются на основе экспертного заключения.
|