В соответствии с Базисным учебным планом (приказ Минобразования России от 09.02.98 N 322) курс информатики включен в инвариантную часть старшего звена общеобразовательных школ, то есть должен изучаться как самостоятельный курс в 10-11 классах. Изучение информатики желательно включать в учебный план второй ступени образования (7-9 классы) за счет часов вариативной части. Пропедевтический курс информатики (начальная школа и 5-6 классы) может включаться в учебный план за счет школьного компонента и при наличии соответствующих условий (оборудованный компьютерный класс, учебно-методические пособия, квалифицированные педагоги и др.). Решение о распределении учебных часов вариативной части Базисного учебного плана принимается руководством общеобразовательного учреждения. Минимальный обязательный объем учебных часов, отводимых на изучение информатики, - 68 учебных часов в течение 2-х лет. При наличии соответствующих условий можно увеличить объем учебных часов до 136 и более. С целью обеспечения правильной организации изучения курса информатики в общеобразовательной школе и эффективной оценки качества подготовки выпускников по этой учебной дисциплине Министерством образования РФ разработан комплект нормативных документов и документов рекомендательного характера (примерные программы, требования к уровню подготовки выпускников, примерные экзаменационные билеты, образцы итоговых заданий, рекомендации по использованию учебников, учебных пособий и авторских разработок - авторских программ, методических пособий и пр.). Важным нормативным документом, призванным обеспечить базовые знания учащихся общеобразовательного учреждения, является "Обязательный минимум содержания образования по информатике" (приказ Минобразования РФ от 30.06.99 N 56). В документе определяются объем и содержание учебного материала, предъявляемого учащимся в школе. "Обязательный минимум содержания по информатике" предусматривает два уровня организации обучения информатике: Уровень А - для школ и классов, изучающих курс информатики в объеме 68 часов (2 года по 1 часу в неделю) и для школ и классов, как правило, гуманитарного профиля; Уровень Б - для школ и классов, изучающих информатику в объеме 136 часов и более и обеспеченных современными компьютерами, что позволяет школе предъявить учащимся учебный материал, соответствующий требованиям вступительных экзаменов по информатике в вузы. Все другие документы рекомендательного характера разработаны в соответствии с этими уровнями. В помощь учителю рекомендуются образцы итоговых заданий по оценке качества подготовки выпускников основной школы по информатике (брошюра "Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике". - М., издательский дом "Дрофа", 2000), которые можно использовать и в старшем звене в случае изучения базового курса информатики в 10-11 классах общеобразовательной школы. Варианты заданий подобраны таким образом, чтобы можно было проверить подготовку учащихся по всем темам курса информатики, включенным в обязательный минимум содержания образования. Предложенные задания могут использоваться учителем также и при осуществлении текущего контроля в качестве образцов заданий при изучении отдельных тем. В брошюру вошли также документы, ориентированные на обязательный минимум содержания уровня А и адресованные учителям, методистам и руководителям органов управления образованием. Готовится к публикации аналогичная брошюра с документами, ориентированными на уровень Б обязательного минимума содержания образования по информатике. Учащимся предоставлено право по их выбору сдавать экзамен по информатике. Рекомендуемые Министерством образования экзаменационные билеты помогут учителю в организации экзамена. Экзамен может проводиться в устной или письменной форме или в форме теста. Экзаменационный билет на устном экзамене может содержать 1 или 2 теоретических вопроса и 1 или 2 практических задания разного рода (например, одно, связанное с разработкой несложного алгоритма или программы для ЭВМ и второе, проверяющее навыки использования одной из информационных технологий). При проведении экзамена следует учитывать, что подготовка программистов не является целью общеобразовательного курса информатики.
|