Программа "Изобразительное искусство и художественный труд", авт. Ю.А.Полуянов, разработана для школ, работающих по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Особенность данной программы заключается в том, что развитие эстетического сознания детей осуществляется посредством формирования у них способности строить образы воображения, руководствуясь принципами красоты. Автором подготовлена "Книга для учителя", в которой предлагается методика организации занятий и поурочные разработки занятий для 1 класса. Своеобразие предлагаемых программ для четырехлетней начальной школы предоставляет учителю возможность сделать выбор того варианта программы, который позволит ему реализовать свои возможности и учесть уровень подготовки детей. Учителя, ведущие уроки музыки в начальной школе, опираются на программу "Музыка", разработанную в 70-е годы для трехлетней начальной школы авторским коллективом под руководством Д.Б.Кабалевского. Идеи данной программы - приоритет общечеловеческих ценностей, устремленность к сохранению и воспитанию духовной культуры - актуальны и сегодня. Концепция Д.Б.Кабалевского дала не только яркий образ урока музыки, но и образ учителя, который "...должен любить музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, он должен относиться к музыке с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызвать в детях любовь к тому, чего не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен". К данной программе была разработана программа для первого класса четырехлетней начальной школы, авторы И.В.Кадобнова, В.О.Усачева, Л.В.Школяр. В настоящее время авторским коллективом разрабатывается вариант программы для 1-4 классов, который будет основан на концепции Д.Б.Кабалевского. Программа для четырехлетней начальной школы "Музыка", разработанная под редакцией Ю.Б.Алиева, ставит своей целью формирование у детей любви к художественной музыке и потребности в общении с ней; воспитание их музыкальных интересов и вкусов, развитие музыкально-творческих способностей учащихся. Факультативная программа "Русский фольклор", авт. Л.Л.Куприянова, ставит задачу дать детям начальные представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов; сформировать и развить исполнительско-творческие навыки и умения учащихся на фольклорной основе. Программа обеспечена учебниками "Русский фольклор" и рабочими тетрадями для 1 и 2 классов. Для учителей выпушены методические рекомендации. Разрабатываются учебники для 3 и 4 классов. Задачи, стоящие перед образовательной областью "Искусство", решает и факультативная программа "Введение в народоведение", авт. М.Ю.Новицкая, т.к. традиции народной культуры являются естественным синтезом искусства слова, музыки, изобразительно-прикладного искусства. Программа построена на основе изучения традиций народного календаря, народных представлений о происхождении и устройстве Вселенной, отразившихся в особенностях художественного языка, устно-поэтического, изоб-разительно-прикладного, архитектурного искусства. Программа обеспечена учебниками-тетрадями "Введение в народоведение. Родная земля" для 1-4 классов и методическими рекомендациями для учителя. Руководитель Департамента М.Р.Леонтьева |