Вот полезные сведения: "Если автобус упал в реку, соблюдай хладнокровие и не стремись сразу покинуть салон, так как встречный поток воды не даст тебе этого сделать. Подожди несколько секунд, пока салон заполнится водой. Если двери закрыты, вспомни, как можно воспользоваться аварийным окном. Открой его или выбей, задержи дыхание и выныривай." "Если ты провалишься в полынью и окажешься в ледовой крошке (месиво из разломанного льда), не паникуй. Широко раскинь руки по поверхности льда и попытайся удержаться от погружения в воду с головой. Стараясь не обламывать кромку полыньи, осторожно, без резких движений выбирайся на лед - в ту сторону, откуда пришел, наползая грудью на лед и постепенно увеличивая площадь опоры" (учебник Литвинова и Ко для 6-го класса). Сочно написано. Особенно про то, что не стоит паниковать, когда окажешься в ледовой крошке... А наши коллеги-психиатры недоумевают, откуда у детей депрессии... "Депрессии в детском возрасте! Это что-то небывалое! - говорят они. - Подростковые - да, но чтобы в 7-8 лет..." А чему удивляться? Удивительно как раз другое: что не все дети еще разучились улыбаться, смеяться, играть в прятки. Им же теперь с пеленок внушают, что "жизнь - это место, где жить нельзя" (М. Цветаева). Радио, телевидение, разговоры взрослых. В общем, море информации. А каков, если выпарить воду, состав "морской соли", оседающей в душе ребенка и разъедающей эту душу? Ответ не требует напряжения, любой из нас слышит это практически каждый день. "Страна в хаосе и вот-вот развалится на куски, кругом беспредел, воровство, коррупция, СПИД, педофилы, террористы, наркоманы, наемные убийцы... милиция сцеплена с мафией, армия продает врагу оружие, а бабушка - внуков иностранцу на органы. И справиться со всем этим совершенно невозможно. Якобы наша власть абсолютно бессильна. Этакая нежная девушка в лапах огнедышащего дракона. Разве мы не слышим от своих знакомых и не говорим сами: "Телевизор лучше не включать, а то жить не хочется?" А взрослые-то покрепче детей будут. Не говоря уж о том, что они в привилегированном положении по сравнению с детьми, потому что не ходят в школу и не изучают разнообразные ужасы на уроках "безопасности жизнедеятельности". Вот что таит в себе принцип системного обучения детей "безопасности"! Намерения самые благие: дескать, мы предупреждаем и учим бороться. А на деле происходит то, что в среде психологов принято называть "нагнетанием катастрофического сознания". Которое, в свою очередь, лишь еще больше обессиливает и обезоруживает детей. Есть и еще одна опасность в учебниках по "безопасности". С большинством угроз, перечисленных в них, большая часть детей скорее всего никогда не столкнется. Значит, они чисто теоретические, потенциальные. А такая опасность, как это ни странно, невротизирует ребенка гораздо больше, чем опасность реальная. Известный польский психиатр Кемпинский в книге "Психопатология неврозов" писал: "Соприкосновение с опасностью разряжает дремлющее в человеке беспокойство. Возможно, именно этим обстоятельством можно объяснить факт, что в трудные периоды жизни, когда смерть заглядывает в глаза, например во время войны, в концентрационных лагерях, в случае стихийных бедствий исчезают невротические симптомы. Также и в индивидуальной жизни наблюдается аналогичное явление: например больной, годами страдающий неврозом, "выздоравливает" в случае тяжелой соматической болезни, угрожающей ему смертью. У людей опасного профессионального труда, которые чаще, чем другие, подвергаются угрозе смерти, например у моряков, летчиков, шахтеров, альпинистов, реже встречаются невротические симптомы. Некоторые нарочно ищут опасности, чтобы уменьшить невротическое беспокойство". Впрочем, ничего странного тут на самом деле нет. Реальная угроза ставит перед человеком необходимость активно отреагировать на нее. Реакция бывает разной: кто-то прячется, кто-то убегает, кто-то сопротивляется. Но главное, она есть! Когда же угроза виртуальна, на нее невозможно отреагировать адекватно. Живое воображение ребенка рисует ему всякие ужасы, они накапливаются в нем, как динамит. И когда масса доходит до критической, могут вызвать непроизвольный взрыв. Скажем, в виде внезапной вспышки агрессии или приступа отчаяния. А может возникнуть желание полностью отгородиться от мира и даже уйти в мир иллюзий.
|