Среди работ современных художников-иллюстраторов встречаются ещё рисунки, не только не способствующие эстетическому развитию детей, но и приносящие ему вред. Уродливые формы и аляповатые краски - вот что характерно для таких работ. Поэтому отбор иллюстраций требует от педагога серьезного вдумчивого подхода. Вот несколько советов для воспитателя: 1.Содержание иллюстрации должно быть понятно и интересно детям. Надо, чтобы каждый ребёнок был знаком с художественным произведением (сказкой, потешкой) , которое проиллюстрировал художник. 2.В иллюстрации с помощью разных средств выразительности должны быть переданы определенное настроение (веселое, грустное) и характеры героев (добрый, злой) Например, в иллюстрации к потешке "Ходит кот по лавочке" художник Ю.Васнецов с помощью цвета, а также выразительных и понятных и понятных детям движений (кот держит кошку за лапки, а котята весело прыгают вокруг них), декоративности оформления (красивые цветы, расписные узоры украшают стены комнаты, окна, лавочку) вызывает у детей радость, даёт понять, что его персонажи добрые и живут дружно. Как знакомить детей с иллюстрациями? Важно помнить, что книжная иллюстрация - произведение изобразительного искусства, и поэтому методика работы с детьми должна быть иной, чем методика работы по сюжетной картинке. Вначале надо постараться вызвать эмоциональный отклик на рисунок художника, а затем прислушаться к их реакции. Если иллюстрация не заинтересовала детей или малыши просто не поняли её содержания, взрослый приходит им на помощь. Выказывая интерес к рисунку, восхищение перед мастерством художник, воспитатель своей эмоциональной реакцией ещё раз привлекает внимание детей к иллюстрации, поясняет её содержание. Например, об иллюстрации Ю.Васнецова к русской народной игровой песенке "Сорока-белобока" воспитатель рассказывает так: - "Карр, карр", - закаркала Сорока-белобока. Она прискакала на крыльцо, замахала крыльями, широко раскрыла клюв и начала звать гостей". Когда дети заинтересуются иллюстрацией, можно рассмотреть с ними Сороку и гостей, которые чинно расселись на крылечке и ждут вкусного угощения. Если дети увлекутся рисунком, это будет видно по их реакции. Они не позволят воспитателю перевернуть страницу. Им будет интересно рассматривать дом Сороки ("А почему тут ягодки? А что это?"). может заинтересовать малышей и поведение гостей: зайчик чинно сидит на деревянном стульчике. Он держит в лапках мисочку и очень большую деревянную ложку. Чтобы уточке было удобно есть, Сорока поставила ее мисочку на низкую скамейку. "А куда же подевалась белочка? Ведь она тоже пришла в гости к Сороке?" - спрашивает воспитатель, и младшие дети с радостью отыскивают рыженькую гостью среди ярких оранжевых ягод рябины, а старшие рассказывают о ней. Рассматривая с детьми ту или иную иллюстрацию, надо обязательно выяснить, кто из персонажей им больше всех понравился. Не следует стремиться к тому, чтобы младшие дети обязательно давали словесный ответ. Ребёнок может выразить своё отношение жестом, мимикой (погладить собачку и т.п.). Заинтересовать детей книжной графикой можно лишь в том случае, если систематически рассматривать с ними рисунки, выполненные разными художниками к разным произведениям. Рассматривание иллюстраций можно включать в занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, а также музыкальные. |