Анализ программы по изобразительной деятельности позволит отметить, что в процессе работы с детьми воспитателю нужно решать две группы взаимосвязанных задач. К первой группе относятся задачи, направленные на пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости к родной природе, игрушкам, картинкам и иллюстрациям. Вторая группа задач направлена на формирование у детей изобразительных умений и навыков в рисовании и лепке и аппликации. Рассмотрим первую, наиболее сложную группу задач, связанных с развитием у детей восприятия и эмоциональной отзывчивости. Исследования педагогов и психологов показывают, что младший дошкольный возраст заключает в себе большие возможности для развития у детей восприятия и представлений. Интерес к окружающему миру у детей двух-четырёх лет очень велик. Ребёнка привлекают звуки и краски природы. Малыши очень любят игрушки и книжки с картинками. Но могут ли они достаточно полно и глубоко воспринимать всё это без соответствующей подготовки, без помощи взрослых? К сожалению, нет. "Чтобы открыть детям глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателей в детском саду, родителей дома и учителей в школе. Она тем более необходима, что все упущения в духовной жизни ребёнка, и особенно в сфере эстетического воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более в зрелом возрасте. Если любовь к природе и восторг перед её красотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не приходят потом, сколько ни бейся, или эти эмоции, пробудившись наконец, носят поверхностный характер" (Смольяников И.Ф. Природа в эстетическом воспитании: Кн. для учителя. - М., 1984. - с.63). Поэтому только от воспитателей и родителей зависит развитие восприятия ребёнка. И они должны сделать всё возможное, чтобы малыш увидел, как прекрасен окружающий мир, полюбил его. Самым сложным в работе по развитию детского восприятия является то, что её нельзя заключить в какие-то временные рамки жизни детского сада, тем более сформировать только в процессе обучения на занятиях по изобразительной деятельности. Эту задачу можно решить лишь при условии целенаправленного воспитания чувства прекрасного самим опытом восприятия природы. Так, каждый воспитатель при желании и соответствующем умении может вызвать у детей эмоциональный отклик на любое состояние погоды. Вместе с ним дети могут радоваться солнцу, дождю, туману и ветру. Малыши "ловят" солнечных зайчиков и "собирают" капли дождя, смотрят сквозь листок тополя на знакомый участок и видят его зелёным волшебным царством и многое другое. Региональная и климатическая специфика нашей страны так велика и многообразна, что её нельзя заключить в узкие рамки методических рекомендаций. Поэтому ниже даётся лишь краткий рассказ о том, как должна проходить подобная работа с детьми двух-четырёх лет. Прежде всего, эту работу надо проводить постоянно. Важно, чтобы детскому восприятию предшествовало взволнованное удивление и радостное внимание взрослого ("Какие красивые цветы!", "Какая замечательная зелёная травка!"). Детское восприятие должно протекать целостно "Красота сама собой влияет на душу, - замечал В.А.Сухомлинский, - и не требует разъяснения. Мы любуемся цветком розы как бы единым целым, и красота была бы разрушена, если бы мы отрывали от листка лепестки и анализировали, в чём сущность красоты" (Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1973. - с.187). Воспитывая у детей эстетическое восприятие природы, не надо принуждать дошкольников к искусственному умилению ею. Пусть ребёнок естественно и радостно воспринимает её красоту и при этом приобретает не только эстетический, но и сенсорный опыт (чувствует шероховатость стволов деревьев, шелковистость молодой травы, влажную прохладу опавших листьев и т.п.) Однако работа по развитию восприятия не должна ограничиваться ознакомлением детей с природой. Большие возможности заключают в себе игрушки, которые постоянно присутствуют в играх детей. Авторам этой методики приходилось наблюдать, как дети 2-3 лет играли с мягкой игрушкой-собачкой. Но это была не просто игрушка. Благодаря таланту художника был создан удивительный образ очень доброго, милого щенка, который смотрел на мир преданными глазами-пуговками, радовался ему и: улыбался. Выражение глаз, поворот симпатичной мордочки, положение ушей и хвоста свидетельствовали об исключительном дружелюбии и желании в любую минуту прийти на помощь.
|