Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Образовательный стандарт на "Вчера", "Сегодня", и "Завтра"
<<назад
 1  2  3  4 

В настоящий момент назрела очевидная необходимость разработки образовательного стандарта нового поколения - нового для нас, но уже обычного для развитых стран. Этот стандарт должен иметь отчетливо выраженный деятельностный характер, содержать основы не только передачи определенной суммы знаний, но также развития и воспитания молодого поколения. Кроме того, этот стандарт должен иметь необходимый набор измерителей, который позволит сделать объективной оценку учащихся, педагогов и образовательных учреждений, и тем самым защитить их от административного произвола.

Очевидно также, что стандарт должен фиксировать только такие требования, которые сможет реально выполнить "здесь и сейчас" подавляющее большинство школ, учителей. В противном случае его введение поставит как бы вне закона значительную часть системы образования.
Столь же очевидно, что если в стандарте будут записаны лишь достигнутые показатели, то он неминуемо превратится в механизм застоя, лишит продвинутые школы и неординарных, творческих учителей стимулов к дальнейшему росту и развитию.

Как же совместить в одном нормативном документе достигнутое и необходимое, прошлое и будущее, возможное и желаемое? Выход есть, он достаточно прост и уже успешно апробирован в международной практике. Единый стандарт при этом включает две части, по сути - два стандарта.

  • Первая часть - актуальный образовательный стандарт, который может и должен быть выполнен немедленно. Этот стандарт утилитарен и прост в обращении, приближен к требованиям наиболее массовых и распространенных образовательных программ по традиционным предметам школьного обучения. Условия его реализации опираются на действующее содержание педагогического образования, достигнутый уровень квалификации кадрового потенциала и материально-технических условий образовательного процесса в школах.

  • Вторая часть - перспективный образовательный стандарт, в который вводятся уже новые, нетрадиционные элементы и в отношении которого точно определена дата введения (например, через 5 лет). Понятно, что изменения должны быть реалистичны и выполнимы за отведенный срок. Через 5 лет перспективный стандарт автоматически станет актуальным, что потребует заблаговременной разработки следующего перспективного стандарта, и т.д.

    Кроме того, чтобы все педагоги и руководители образования точно понимали и осознавали общие направления развития, стандарт в обязательном порядке должен содержать также модель на отдаленную перспективу, определяемую в форме целей развития, образцов и (или) основных параметров искомого состояния (в том виде, в каком они могут быть представлены и предвосхищены уже сегодня). В соответствии с целями модернизации содержания образования эта модель должна иметь выраженный деятельностный и компетентностый характер.

    Дополнительным и немаловажным переходным "мостиком" между актуальным и перспективным стандартом могут и должны стать:
    1) рекомендации по развитию системы педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации учителей, а также аттестации учителей;
    2) рекомендации по развитию условий образовательного процесса (как перспективная расчетная основа социальных нормативов);
    3) рекомендации по совершенствованию учебно-методических комплектов, т.е. дополнительные критерии и ориентиры для разработчиков программ и учебников;
    4) программные направления деятельности и сферы ответственности органов государственной и муниципальной власти (в первую очередь органов управления образованием), образовательных учреждений, методических служб и т.д.
    Указанные рекомендации составляют основу приложений к образовательному стандарту.

    Описанный подход к разработке позволяет:
  • четко разделить желаемое и действительное, не утратив при этом главных направлений развития;
  • тем самым придать стандарту выраженный развивающий характер и вектор, направленный в будущее;
  • в полной мере реализовать стимулирующую роль стандарта для школ и учителей, так как всем понятно, что через несколько лет перспективный стандарт автоматически станет актуальным.

  •  1  2  3  4 
     
      Copyright © RIN 2002-.
      * [email protected]