В настоящий момент назрела очевидная необходимость разработки образовательного стандарта нового поколения - нового для нас, но уже обычного для развитых стран. Этот стандарт должен иметь отчетливо выраженный деятельностный характер, содержать основы не только передачи определенной суммы знаний, но также развития и воспитания молодого поколения. Кроме того, этот стандарт должен иметь необходимый набор измерителей, который позволит сделать объективной оценку учащихся, педагогов и образовательных учреждений, и тем самым защитить их от административного произвола. Очевидно также, что стандарт должен фиксировать только такие требования, которые сможет реально выполнить "здесь и сейчас" подавляющее большинство школ, учителей. В противном случае его введение поставит как бы вне закона значительную часть системы образования. Столь же очевидно, что если в стандарте будут записаны лишь достигнутые показатели, то он неминуемо превратится в механизм застоя, лишит продвинутые школы и неординарных, творческих учителей стимулов к дальнейшему росту и развитию. Как же совместить в одном нормативном документе достигнутое и необходимое, прошлое и будущее, возможное и желаемое? Выход есть, он достаточно прост и уже успешно апробирован в международной практике. Единый стандарт при этом включает две части, по сути - два стандарта.
Первая часть - актуальный образовательный стандарт, который может и должен быть выполнен немедленно. Этот стандарт утилитарен и прост в обращении, приближен к требованиям наиболее массовых и распространенных образовательных программ по традиционным предметам школьного обучения. Условия его реализации опираются на действующее содержание педагогического образования, достигнутый уровень квалификации кадрового потенциала и материально-технических условий образовательного процесса в школах. Вторая часть - перспективный образовательный стандарт, в который вводятся уже новые, нетрадиционные элементы и в отношении которого точно определена дата введения (например, через 5 лет). Понятно, что изменения должны быть реалистичны и выполнимы за отведенный срок. Через 5 лет перспективный стандарт автоматически станет актуальным, что потребует заблаговременной разработки следующего перспективного стандарта, и т.д. Кроме того, чтобы все педагоги и руководители образования точно понимали и осознавали общие направления развития, стандарт в обязательном порядке должен содержать также модель на отдаленную перспективу, определяемую в форме целей развития, образцов и (или) основных параметров искомого состояния (в том виде, в каком они могут быть представлены и предвосхищены уже сегодня). В соответствии с целями модернизации содержания образования эта модель должна иметь выраженный деятельностный и компетентностый характер. Дополнительным и немаловажным переходным "мостиком" между актуальным и перспективным стандартом могут и должны стать: 1) рекомендации по развитию системы педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации учителей, а также аттестации учителей; 2) рекомендации по развитию условий образовательного процесса (как перспективная расчетная основа социальных нормативов); 3) рекомендации по совершенствованию учебно-методических комплектов, т.е. дополнительные критерии и ориентиры для разработчиков программ и учебников; 4) программные направления деятельности и сферы ответственности органов государственной и муниципальной власти (в первую очередь органов управления образованием), образовательных учреждений, методических служб и т.д. Указанные рекомендации составляют основу приложений к образовательному стандарту. Описанный подход к разработке позволяет: четко разделить желаемое и действительное, не утратив при этом главных направлений развития; тем самым придать стандарту выраженный развивающий характер и вектор, направленный в будущее; в полной мере реализовать стимулирующую роль стандарта для школ и учителей, так как всем понятно, что через несколько лет перспективный стандарт автоматически станет актуальным.
|