И тем не менее идея кажется столь вдохновляющей, столь достижимой! Вот уже третий год под эгидой Совета Европы идет работа над новой книгой того же рода - пособием по истории для школьников Кавказского региона: Азербайджана, Армении, Грузии и юга России. Заранее условлено, что, начавшись в палеолите, повествование закончится 1921 годом, чтобы не смущаться оценками советского периода. Условлено, что авторы из четырех стран-участниц пишут не столько для `своих` школьников (у них и так есть `свои` национальные учебники), а для школьников стран-партнеров по проекту и даже для европейских детей, поскольку книгу собираются издать также и на английском. Условлено, наконец, что каждая сторона жестко держит общекавказскую `рамку` и старается не взбираться на упоминавшуюся выше `национальную колокольню`.
Что получится через два года, когда этот своеобразный учебно-исторический тетраптих выйдет в свет? Сегодня на этот вопрос еще рано давать ответ. Надежда на успех продолжает жить в сердцах авторов и консультантов, хорошо знающих `механизм фиаско` прежних попыток.
Итак, возможен ли общеевропейский школьный учебник истории? Не станем спешить с ответом. Ведь даже неуспех этого проекта очень многое поможет нам понять и в современной Европе, и в нашем собственном `европейском измерении`. А успех - тем более!
Владимир Бацын |