2 ведущий: Я читала, в Ленинграде всю войну работал театр, кино показывали.
1 ведущий: А в филармонии были концерты. Дмитрий Шостакович написал в блокаде Седьмую Ленинградскую симфонию и она была исполнена. Все правда. И потом? А потом на помощь Ленинграду пришел Сталинград.
2 ведущий: Как это?
- Он оттянул на себя и силы врага и внимание. И поэтому 12 января 1943 года войсками Ленинградского и Карельского фронтов удалось прорвать вражескую оборону в районе Шлиссельбурга и Синявино. 18 января эти войска встретились.
1 ведущий: Конец блокады?
- Да! И я рад, что мне довелось участвовать в войне на таком ответственном участке фронта в обороне Ленинграда.
2 ведущий: Николай Сергеевич, я задам вам детский вопрос: Ленинград на 100% заслуживает звания город-герой?
- На 200%! - это точно. Ручаюсь.
1 ведущий: Ребята, это только маленький отрывок из наших долгих бесед с Николаем Сергеевичем. Это очень интересный человек и рассказчик. Приглашайте его к себе, не пожалеете. Спасибо вам, Николай Сергеевич!
2 ведущий: Медаль "За оборону Ленинграда" с гордостью носят немало волгоградцев ветеранов войны. Сегодня в нашем зале:
Идет представление защитников Ленинграда.
Свет в зал.
На сцене декорация школьного класса. В сценке заняты "учитель и ученики".
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Запишите в тетради число. Сегодня 19 ноября 2002 года. (Пишет). Кто из вас помнит, чем примечателен этот день?
- Сегодня у Артема день рождения. Он и торт принес. Будем чай пить после уроков.
- Поздравляю тебя, Артем, подарок за мной. А еще что произошло в этот день в нашей стране? Подсказываю, это было 60 лет тому назад. Не помните. Ну ничего, мы этого еще не проходили с вами. Сегодня в программе "Время" вам расскажут.
- А что произошло?
- Сегодня, ребята, 60 лет начала разгрома фашистов под Сталинградом. Большой праздник нашего народа. И мой личный.
- А почему личный, Людмила Александровна?
- Интересно вам?
- Да, да!
- Расскажу. Я ленинградка, как и вы. Когда немцы окружили наш город кольцом блокады, ленинградцев стали эвакуировать. Я была среди них. Намерзлись мы, наголодались, и я задумалась, что надо пробираться на юг, где тепло и сытно. В Краснодаре у нас были родственники, бабушка. И я взяла курс на Краснодар.
- И добрались?
- Нет, не добралась. Это надо видеть: составы на юг везут солдат, вооружение - и только. Никаких пассажирских поездов. По дорогам ползут танки, движется пехота... А немцы господствуют в воздухе, поливают огнем, бомбят города и села.
- А как же вы?
- Человек один как песчинка. Но цель у них есть - бреду одна, на юг, на юг. Прицепилась к одной воинской части, военные прогоняли: отвяжись, а я куда пойду - Ленинград в блокаде. Назад ходу нет. Потом один солдат пожалел меня, взял в обоз. Будешь, говорит, ты наш талисман, дитя невинное. Так я оказалась в Сталинграде. Страшней войны, чем там, ребята, представить невозможно. Город большой весь в огне, даже река Волга горит. Но наша армия сдержала натиск врагов и не пустила их к великой реке. Полтора миллиона наших солдат полегло в этом сражении: пехотинцы, танкисты, летчики, артиллеристы...
- А вы кем были?
- Я была разведчицей. Сначала служила при кухне, а потом командир со мной заговорил: ты девчонка верткая, приметливая, пойдешь в разведку?
- А вы?
- Обрадовалась, конечно. Стала разведчицей. Семь раз переходила линию фронта, бывало, под огнем с обеих сторон, добывать сведения, где у немцев огневые точки, сколько орудий.
- Страшно было?
- Страшно, конечно. Но потом привыкала понемногу страх преодолевать. И долг меня вел, и азарт какой-то охотничий. И еще месть: отплатить врагу за поруганную нашу землю, за обескровленный Ленинград.
- А после войны?
- Вернулась в Ленинград. В школу пошла, в шестой класс.
- В шестой класс?! Сколько же вам было лет на войне, разведчице?
- Двенадцать! От двенадцати до четырнадцати я воевала.
- Двенадцать? Как нам?
- Выходит, так.
1 ведущий: Этот эпизод нашего сбора мы посвятили юной ленинградке, героине Сталинградской битвы Люсе Родыно.
"Учительская газета" |