Так, загружая оба полушария мозга при активнейшем участии школьников, мы создаем наглядную, образную и логически обоснованную картину, на которой предстает во всей своей сложности и одновременно разумности орфографическая система русского языка в целом. Эта картина довольно легко и прочно фиксируется как сознанием, так и подсознанием учащихся, являясь надежной базой формирования навыка грамотного письма, когда человек пишет, не вспоминая правил, интуитивно, "на автомате", как выражается молодежь.
Мы полагаем, что цель нашей работы при обучении по методу естественного письма может считаться достигнутой, когда ученики вдруг начинают руководствоваться при выборе вариантов написания (при наличии нескольких) такими вроде бы несерьезными критериями, как "Мне просто противно здесь написать О вместо А или НИ вместо НЕ и т.д.", или "Рука сама написала так", "Не знаю почему, но мне не хочется написать по-другому". Обычно школьники после многих часов занятий по выяснению всякого рода закономерностей как-то стесняются своих признаний. А мы радуемся: "Успокойся, это значит, что за тебя начала работать твоя подкорка!"
Второе препятствие на пути к грамотному письму - наличие сходных признаков у слов, форм, морфем, которые совпадают по звучанию, но различны по написанию, например, НН в суффиксах причастий и Н в большинстве отглагольных прилагательных типа крашенный - крашеный или печально знаменитые в течении - в течение (существительное с предлогом и образованный от них предлог). Школьнику легче легкого запомнить правило, но попробуй отличи, что есть что, "котора существительна, котора прилагательна", как говаривал Митрофанушка. Чтобы нейтрализовать эту "разрушительную силу", мы вместе с учениками определяем, какие общие признаки имеются у обозначенных правилом языковых явлений (причастия - прилагательного, существительного с предлогом - предлога), обусловливающих возможность их смешивания и выбора не того варианта написания. А затем указываем на признаки, отличающие их и позволяющие узнать, с чем мы имеем дело в данном конкретном случае. Вспоминаем семантические, морфологические, синтаксические особенности каждого, применяем хорошо известные в школе приемы различения: изменение грамматической формы, места в предложении, замена синонимом (тоже - также), подстановка местоимения или прилагательного (в плавном течении) и другие.
Кроме этих общих "врагов", у каждой группы правил и у каждого правила зачастую имеются собственные "ловушки".
Однако не является ли такой же "ловушкой" сама рекомендация полагаться на слух? А если тебе на ухо наступил тот же "медведь", который любит лишать детей музыкального слуха?
Все без исключения школьники и абитуриенты, с которыми мы имели и имеем дело, не могут на слух отличить звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, И и Ы в определенной позиции, ударный и безударный слоги и т.д. Двухлетний малыш различает, иначе он не мог бы понимать смысл таких слов, как роза - роса, сад - сядь, был - бил, мою - мою, и многих других. Значит, малыш может различать сходные, но не одинаковые звуки, а 17-летний юноша не может? Это же абсурд!
Доказано, что без достаточно развитого фонетического слуха как речевое, так и письменное общение невозможно. Что же касается языка глухонемых, то он, как и все остальные искусственные "языки", создается на базе звучащей речи. Фонетический слух - это "поправочный импульс" (по терминологии Д.Н.Бернштейна), который является одним из основных средств нейтрализации "разрушительных сил" навыка. Поскольку навык устной речи работает на уровне подсознания, в интимной сфере нашей познавательной деятельности, мы просто не подозреваем о своих потенциальных возможностях в данной области. Метод естественного письма помогает осознать это каждому обучаемому, выявить у него непременное наличие фонетического слуха и направить на службу орфографически грамотному письму.
Хотелось бы обратить внимание еще на одно важнейшее обстоятельство. Житейский опыт и специальные исследования ученых показывают, что свой фонетический слух, или "чувствительность к звуку", по терминологии психолога А.А.Люблинской, ребенок развивает по собственной инициативе, интуитивно ощутив настоятельную потребность в этой работе. Он упорно трудится, нащупывая среди множества возможных движений органов речи, располагающих бесчисленным количеством "степеней свободы", единственно верные артикуляционные движения, ориентируясь на речь взрослых и контролируя себя слухом.
"Учительская газета" |