Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Обучение по методу естественного письма
<<назад
 1  2  3 

Доверяй своему слуху!

Сущность фонетического принципа русской орфографии можно кратко сформулировать так: "Пиши, как слышишь, и в сильной, и в слабой позиции". На этом месте шестиклассник Алеша, в начале нашего знакомства отличавшийся просто чудовищной безграмотностью, воскликнул: "Я люблю такие правила, ничего не учи, а только слушай!" Это неожиданное признание не только изумило, но и обрадовало нас, ибо одной из главных задач обучения по методу естественного письма мы полагаем формирование у каждого школьника личностного, эмоционально окрашенного, положительного отношения к правилам русского правописания как к надежному другу и к русскому языку в целом как к чуду из чудес.

Мы целиком разделяем выводы специалистов в области нейропедагогики, настойчиво рекомендующих использовать в процессе обучения потенциал обоих полушарий нашего мозга, левое из которых в основном ведает мышлением, а правое - эмоциями, интуицией. Совершенно справедливо психолог В. Лысковская в статье "Не смещайтесь в левое полушарие.
Обзор методов обучения полной грамотности" утверждает: "Традиционный левополушарный характер обучения не дает возможности проявиться творческим, интуитивным началам. Учителя, опирающиеся на такие методы, как наглядность, образность, эмоциональность, достигают немалых успехов в обучении детей".

Бесспорно и значение хорошей памяти в процессе обучения. Психологи и методисты указывают среди иных на такие факторы более эффективного усвоения, сохранения и воспроизведения полученной учащимися информации, как новизна, значимость и эмоциогенность. Наш опыт полностью подтверждает справедливость этих выводов. Большую роль в обучении грамотному письму мы отводим также интуиции - важнейшей составляющей любого навыка, в том числе и навыка грамотного письма.

Однако вернемся к вопросу о положительных эмоциях, так спонтанно проявившихся у шестиклассника Алеши, явно не числящегося среди друзей русской орфографии. Отчего бы и нам в самом деле не полюбить фонетическое письмо, если бы эту любовь не подтачивали те "разрушительные силы", подстерегающие только что родившийся навык и препятствующие его закреплению, о неизбежности появления которых предупреждает Д. Н. Бернштейн. Ведь любой школьник (а не только учителя и родители) очень скоро постигает горькую истину: твердое знание правила и успешное его применение в упражнениях не гарантирует от ошибок на это правило в дальнейшем. На это свое "открытие" большинство учеников реагирует, в общем-то, совершенно нормально: они перестают учить правила, обрекая себя на полную капитуляцию. Девятиклассник, вполне успевающий по всем предметам, кроме русского языка, на наш вопрос, неужели математику, физику, химию, информатику и другие науки постичь легче, чем грамотное письмо на родном языке, убежденно заявляет: "Да, легче!". Можно ли дальше с этим мириться?!

Совершенно очевидно, что для того, чтобы такого не случалось впредь, необходимо выявить "разрушительные силы" грамотного письма, а затем наметить пути, способы и средства их нейтрализации. Сначала рассмотрим те "разрушительные силы", которые являются общим врагом всех четырех групп правил. Прежде всего это необоснованный перенос (интерференция) навыка, выработанного в процессе изучения одной группы правил, на все остальные. Как известно, в русской орфографии морфологический принцип занял до такой степени господствующее положение, что многие ученые все иные принципы относят к числу отступлений от морфологического принципа. Отсюда становится ясным, почему учащиеся так часто используют ставший для них привычным прием проверки сомнительного звука путем перевода его из слабой позиции в сильную в тех случаях, когда такая проверка должна быть категорически запрещена, ибо она неизбежно порождает ошибки типа розсказать (рассказать), потому что розыск, подитожить (подытожить) - итог, преобрел (приобрел) - предал, сначало (сначала) - давно и т.д.

Чтобы одолеть этого мощного врага, необходимо очертить границы "владений" каждого из четырех принципов орфографии и строго их придерживаться. Отлично усваивают эту заповедь учащиеся любого возраста, в том числе и абитуриенты, с удовольствием принимая участие в действии, не совсем обычном для серьезных занятий. Большой лист ватмана занимает океан "Русское письмо". На этом океане рисуем материк под названием "Проверяльщики, или аудиторы", имея в виду, конечно, правила морфологического письма, затем - остров "Слухачи, или музыканты" (фонетическое письмо), остров "Значков, или интеллектуалов" (дифференцирующее письмо, опирающееся на значение, смысл) и остров "Протестанты, или неподдающиеся" (традиционное письмо - отступления от основных правил и всякого рода исключения). По мере изучения правил начинаем заселять земли в океане "Русского письма". Одновременно идет работа вполне серьезная: каждому правилу определяем место в таблице "Навыки орфографически грамотного письма".

"Учительская газета"

 1  2  3 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru