Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков "новое" и незнакомое нам до недавнего времени слово "толерантность". Может быть, это влияние моды, но искренне желаю, чтобы толерантное отношение к другим стало такой же естественной потребностью современного человека, как общение. И поэтому я попытаюсь вас убедить в том, что родители одними из первых должны развивать в себе толерантное отношение к другим. Современные дети довольно рано активно включаются во взрослую жизнь, осваивают различные социальные роли.
И их глобальная жизненная ориентация зависит от того, как они будут относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в семье духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества будет значимым вкладом семейного воспитания в развитие культуры мира на земле.
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке в соответствии с Оксфордским словарем толерантность - "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь", во французском - "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов". В китайском языке быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других", в персидском - "терпение, выносливость, готовность к примирению".
В русском языке существует два слова со сходным значением - "толерантность" и "терпимость". Термин "толерантность" используется в медицинских науках, а также употребляется в обыденной речи, но звучит "терпимость" и означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей".
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие "толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому нам следует воспитывать у детей именно такое понимание толерантности, как восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважение прав другого (в том числе и права быть иным). Это может произойти в скором будущем, если понятие "толерантность" прочно войдет в семейный лексикон.
Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Она не должна сводиться к индифферентности, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий "толерантность" и "толерантная личность". Необходимо развивать такие ее составляющие, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, понимание сути "инакости", отличности от других.
Но, кроме всего этого, в мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, но, с другой стороны, нередко воспринимаются большинством как антисоциальные явления. Преступники, наркоманы, представители сексуальных меньшинств - все эти люди, несомненно, являются "иными" в нашем обществе. Как относиться к ним? Должна ли толерантность быть безграничной, а мы - терпимыми и снисходительными в таких случаях? В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению? Таким образом, проблема границ толерантности - это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, равнодушием.
"Учительская газета" |