Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Общественные отношения и образовательные потребности
<<назад
 1  2  3 


Таким образом, среди новых общественных отношений, характерных для гражданского общества, но уже сейчас присутствующих в системе образования, можно выделить:

  • отношения, построенные на совместной деятельности всех основных участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов;
  • договорные отношения в системе образования;
  • отношения образования и местного сообщества;
  • межсферные и межотраслевые отношения, инициатором которых становятся образовательные учреждения.

    Возможные перспективы

    Итак, новые общественные отношения представлены в образовательных программах школ. Но существуют ли общественные институты, способные представить, артикулировать эти новые отношения как общественные потребности?
    В какой-то степени они начинают появляться. Изначально это проявилось, когда школы стали предполагать дополнительные платные образовательные услуги, а родители оплачивать их. Ведь что такое платная образовательная услуга? В какой-то степени это запрос родителей на тот или иной тип образования. Однако по своей сути это запрос, строящийся не столько на новых общественных отношениях, сколько на прошлом опыте, том содержании, которое родителям казалось недополученным по опыту их собственного школьного образования. Именно поэтому так велики запросы на ранний английский и эстетическое образование. Именно этого так не хватало ученикам в традиционной советской политехнической школе.

    Однако возможна и иная позиция, когда родители при выборе специфики образования своих детей ориентируются не на свой прошлый опыт, а на будущие общественные отношения. По своей сути именно его и предлагают инновационные школы. Поэтому в них, в частности, в первую очередь появились попечительские советы, задачей которых стало не только утверждение дополнительных платных услуг, но и согласование целостной образовательной программы школы, определение ее специфики. Более того, если сейчас каждой инновационной школе не удастся создать попечительский совет, защищающий образовательную программу, в итоге развитие стандартизации и ведомственного регулирования в системе образования напрочь уничтожит все то новое, что когда-то, как в офшорной зоне, появилось и жило в системе образования. Директор школы - наемный работник, и он не может противостоять своему работодателю, требующему выполнения определенных, стандартизированных образовательных программ, не охватывающих все многообразие общественных отношений. Да и по своему принципу любая стандартизированная образовательная программа, если она существует в гражданском обществе, не в силах охватить ни многообразие сегодняшней жизни, ни будущий уклад общественных отношений.

    Но, может быть, возможен и иной ход: делегирование регулирования правил жизни школы от учредителя или его представителя, решающего ведомственные задачи, общественным управляющим - гражданским образовательным институтам? Это не значит, что параллельно с ведомственным органом управления образованием возникнет еще одно районное общественное управление образованием, в задачи которого также будут входить функции контроля качества образования, пусть и общественно разделяемого и принимаемого. Но это означает, что может появиться практика поддержки образовательных проектов, распределения бюджета, выработки стратегий и влияния на образовательную политику.

    Видимо, только так и возможно проявление действительных образовательных потребностей общества. Найдутся ли такие граждане, способные взять на себя миссию общественного управления? Это зависит от того, удастся ли нам сделать общественное управление привлекательным, интересным для общества. В противном случае общественные отношения гражданского общества, представленные в инновационных образовательных программах, останутся лишь локальным достижением нескольких школ. Инновационное образование не исчезнет, но превратится в небольшую группу маргиналов, партизан социальных реформ, лишь отчасти пытающихся противостоять ведомственной вертикали управления. Что нам более всего нужно: сильная вертикаль и авторитарные отношения или общественная школа и отношения гражданского общества? Выбирать в первую очередь нам, педагогам. Получается, что сейчас как никогда ранее путь развития страны зависит от нас.




    Игорь Реморенко

  •  1  2  3 
     
      Copyright © RIN 2002-.
      * edu@rin.ru