Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Общественные отношения и образовательные потребности
<<назад
 1  2  3 

Инновационное движение в образовании можно понимать не только как совокупность образовательных инициатив, но и как общественное стремление к определенным социальным изменениям. Именно в школах сейчас начинают формироваться новые общественные отношения: вводятся инновационные учебные курсы, меняется уклад, развивается проектная деятельность. Однако специфика современного образования такова, что для существенного удовлетворения общества в образовательных услугах приходится прилагать особые усилия, без которых образовательные инициативы будут угасать, а ведомственное управление образованием - усиливаться.

Особенностью инновационных образовательных программ являются новые общественные отношения, представленные в них. Казенщина в образовании воспроизводит отношения в авторитарном государстве. Школьная жизнь отражает суть гражданского общества, того будущего страны, на которое работают каждое образовательное учреждение и сфера образования в целом.

Но всегда ли становящиеся общественные отношения переходят в образовательные потребности? Ведь сколько раз мы наблюдали, как та или иная кажущаяся красивой и важной педагогическая находка поживет-поживет, да и перестанет быть значимой для детей и учителей. Это происходит не всегда только потому, что идея не прижилась в силу своей скрытой на первых порах несостоятельности. Чаще всего это связано с теми естественными институциональными границами, которые присущи школе. Быть может, инновационное образование только потому еще живет в отечественной школе, что явно или неявно опирается на становящиеся общественные потребности. Но возможно ли специальным образом на перспективу проектно конструировать образовательные потребности на основе новых общественных отношений, появляющихся в образовательных программах школ?

Да, если будет налажена связь между отношениями гражданского общества, присутствующими в школьной действительности, и становящимися образовательными потребностями. Кто предлагает и осваивает новые общественные отношения? Учителя и дети в своем детско-взрослом сообществе. Кто способен, воспринимая общественные отношения, сформировать и актуализировать новую образовательную потребность? Эту функцию должно на себя взять государство или общественные институты? Государство, но оно вместе с этим берет на себя обязанность приписывать каждой личности `правильную` модель поведения на основе отнормированных им, государством, отношений. В этом смысле мы неизбежно имеем дело с авторитарным государством. Если же выразителем образовательных потребностей становится общество, то какие общественные институты должны взять на себя эту миссию? Прежде чем ответить на это вопрос, попробуем рассмотреть несколько случайно выбранных культурно-образовательных инициатив сети федеральных экспериментальных площадок и понять, какие новые общественные отношения в них представлены.

Гуманитарная конверсия

Гуманитарная конверсия - достаточно новый феномен. Это когда в школе, которая по своей сути воспроизводит нормы тоталитарного общественного устройства, вдруг делается попытка инициации отношений гражданского общества.
Поспешное создание массы кадетских корпусов по всей стране дало о себе знать. Закрыть их теперь нельзя, а делать там что-то необходимо. Педагоги начинают понимать, что военные отношения не должны быть предметностью образования, а воспитание самостоятельных граждан возможно только в случае развития инициативности учеников.

Так, в Барнаульском интернате с первоначальной военной подготовкой, помимо школьных учителей, преподают бывшие военные. Понятно, почему возникает проблема гуманитарной конверсии, отношений гражданского общества. Педагоги этого учебного заведения апробируют проектные методы работы, предполагающие постановку учениками собственных целей, оценку имеющихся ресурсов, построение системы действий и мониторинг их реализации. Проявить в будущих защитниках Родины гражданское самосознание представляется крайне важным. И не важно, что кто-то не станет военным, а будет достойным человеком, имеющим свое мнение и собственный интерес в гражданском обществе.

Существенно, что образовательное учреждение, созданное, быть может, из милитаристических соображений, начинает гибко менять свой уклад, моделируя отношения гражданского общества. А как же иначе? Если в обществе еще сохранилось то, что братья А. и Б. Стругацкие в одном из своих произведений называли `инфантильным милитаризмом`, нужно не просто запрещать общественные интересы, сторониться их и стремиться не замечать. Важно, если возможно, попытаться перевести эти настроения в позитивное русло. И кому, как не образованию, взяться за это дело.

 1  2  3 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru