Оформление сцены: 1. Портрет поэта. 2. Плакаты с отрывками из стихов. а) `Жить и сгорать у всех в обычае, Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к славе и величию Своею жертвой путь прочертишь.` б) `Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.` в) `Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать... Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца.` 3. Перечень сборников поэта. `Близнец в тучах` 1914 г. `Поверх барьеров` 1917 г. `Сестра моя - жизнь` 1922 г. `Темы и вариации` 1923 г. `Поверх барьеров` 1929 г. `Второе рождение` 1932 г. `На ранних поездах` 1943 г. `Когда разгуляется` 1959 г. (Звучит фонограмма песни А. Галича `Памяти Бориса Пастернака`) ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. Жить и сгорать у всех в обычае, Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к славе и величию Своею жертвой путь прочертишь. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ. Эти строки Бориса Пастернака как нельзя лучше отражают суть его жизни, жизни художника, жертвой прочертившего путь к славе и величию. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 г. в Москве. В семье молодого живописца Леонида Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны Пастернак-Кауфман искусство сливалось с повседневностью. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ. Дома устраивались музыкальные вечера, на которых бывали друзья отца - Поленов, Левитан, Серов. Послушать известную пианистку приезжал Л.Н. Толстой. Одним из ближайших друзей семьи был С. Скрябин. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. Мальчик рос под звуки фортепиано, окруженный живописными работами отца. Этот синтез музыки, живописи и поэзии отразился в его творчестве даже текстуально. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ (на фоне музыки П.И. Чайковского `Осенний вальс` на сцену проецируется `Золотая осень` И.И. Левитана). Октябрь серебристо-ореховый, Блеск заморозков оловянный. Осенние сумерки Чехова, Чайковского и Левитана. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. Поэт считал обстановку родительского дома основой своего художественного становления. Позже он писал: `Я, сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как живой норме`. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ. Летом 1903 г. Б. Пастернак был поражен и очарован, услыхав как на соседней даче Скрябин сочиняет 3-ю симфонию. В этой гениальной, рождавшейся у него на глазах музыке, мальчик с удивлением узнавал окружающую природу, гудение леса, пение птиц. ЧТЕЦ (под музыку А. Вивальди `Времена года`). А. Пластов `Летом` Тянулось в жажде к хоботкам И бабочкам и пятнам, Обоим память оботкав Медовым, майным, мятным. Не ход часов, но звон цепов С восхода до захода Вонзался в воздух сном шипов, Заворожив погоду. Бывало - нагулявшись всласть, Закат сдавал цикадам И звездам, и деревьям власть Над кухнею и садом. Не тени - балки месяц клал, А то бывал в отлучке, И тихо, тихо ночь текла Трусцой, от тучки к тучке. Скорей со сна, чем с крыш; скорей Забывчивый, чем робкий, Топтался дождик у дверей, И пахло винной пробкой. Так пахла пыль, так пах бурьян. И, если разобраться, Так пахли прописи дворян О равенстве и братстве. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. Впечатление было таким сильным, что вызвало решение, не откладывая, профессионально учиться музыкальной композиции. Одновременно с гимназией он практически прошел курс консерватории под руководством Р.Глиэра. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ. Однако композитором он не стал, пронеся сквозь всю жизнь любовь к музыке, мелодичность поэзии, саму музыку в стихе. (На сцену проецируется М. Врубель `Лебедь`) ЧТЕЦ (на фоне музыки Сен-Санса `Лебедь`). Стихотворение `Импровизация`. Я клавишей стаю кормил с руки Под шлопанье крыльев, плеск и клекот. Я вытянул руки, я встал на носки, Рукав завернулся, ночь терлась о локоть. И было темно. И это был труд. И волны. И птиц из породы люблю вас, Казалось, скорей умертвят, чем умрут Крикливые черные крепкие клювы. И это был труд. И было темно. Пылали кубышки с полуночным дегтем. И было волною обглодано дно
|