Педагогическое преступление чистой воды. Наглядный и предметный урок: оказывается, можно цитировать Мережковского и Бердяева, рассуждать о жанре и композиции, писать сочинение о непрочитанном романе. И все это издает крупнейшее педагогическое издательство "Дрофа", которое активно сотрудничает с Министерством образования. А за всем этим самое страшное: установка, ориентир, курс, генеральная линия. Методика изучения литературы в школе становится на наших глазах методикой "сдавания" литературы, а экзамен по литературе стал центральной педагогической проблемой, вокруг которой все и вертится. За первые сорок лет моей школьной жизни вышло всего лишь несколько книг о сочинениях, адресованных учителю. За последние десять - сотни для учеников. Главное - не Пушкин, главное - сдать Пушкина. Не постижение художественного слова, а освоение информации - вот что сегодня стало главным на уроке литературы. Вот характерное размышление: "Конечно, родную классическую литературу лучше любить. Я-то спорить с этим не буду. НО МОЖНО И НЕ ЛЮБИТЬ. Басни Крылова, "Горе от ума", "Капитанскую дочку", "Войну и мир" школьники любить не обязаны. А УЗНАТЬ ОБЯЗАНЫ. Некоторым школьникам совершенно неинтересен гоголевский "Ревизор". И что? Учитель все равно вправе потребовать от учеников, чтобы они знали "Ревизора". Потому что это произведение (и многие другие) уже вошло - объективно, независимо от чьего-либо желания - в национальный КАНОН, в национальную СИСТЕМУ КООРДИНАТ, включающую в себя нашу историю, географию". Это сказано главным редактором "Нового мира" Андреем Василевским. Выходит, что возможен национальный КАНОН и НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ, из которой вынута живая душа, то, что Пушкин назвал "чувствами добрыми". Но при таком подходе главным на уроке литературы становится не постижение литературы, а усвоение информации о литературе, причем литературы непрочувствованной, непродуманной и даже непрочитанной. А раз так, то можно в сетке часов литературу поставить куда подальше. Результат? Итог? Расплата? Наказание за преступление? О нем сказал на страницах "Литературной газеты" директор Института русской литературы (Пушкинского дома) Николай Скатов: "Ныне наступление на литературное образование приобретает устрашающий характер. Один из авторов "Общей газеты" недавно назвал его крестовым походом против литературы. Уже можно свидетельствовать - походом победным. Проводившееся в минувшем году Организацией экономического сотрудничества и развития исследование качества школьного образования (прежде всего умения работать с текстом) и охватившее 32 страны, показало: российские школьники разучились воспринимать текст. Они оказались на самых последних, рядом с Бразилией, местах". Что же будет дальше? Лев Айзерман Москва |