6. Итоговое занятие. (1 ч.).
Подытоживание практических дел.
4. Поурочное планирование:
1. Я. Мое имя.
2. Моя родословная.
3. Наша дружная семья. (Праздник семьи).
4. Моя улица. (Почему так назвали?).
5. Дом. Мои соседи.
6. Город. Почему так назван? Кем и когда основан?
7. Улицы. Переулки.
8. Экскурсия по городу (достопримечательности, памятные места).
9. Что такое экономика (объекты города).
Из чего что сделано? Что наш край дает стране?
10. Экскурсия на одно из предприятий: "Все профессии важны".
11. Работы на улицах города.
12-13. Что такое музей. Знаменитые люди города. Экскурсия в краеведческий музей.
14. Что где растет? Кто где живет? Водоемы.
15. Охрана растений, животных. Красная книга.
16. Экскурсия.
17. Сочинение о родном городе.
18. Итоговое занятие.
Основные понятия: имя, тезка, отчество, фамилия, родословная, дом, улица, город, адрес, адресат, соседи, жители, события, природа, объект, фабрика, завод, профессия, музей, экспонат, Красная книга.
Темы программы "Моя малая родина" можно интегрировать в курс "Ознакомление с окружающим миром".
3-й класс
1. Основные задачи занятий:
формировать у детей понятия "цель", "средства", "достижение цели", "правила поведения" (общие, групповые, индивидуальные); организовать самоопределение детей в учебной сфере (через осознание ребенка своих целей в учебе, осознание собственных возможностей в изменении некоторых аспектов школьной жизни, выбор своей позиции в отношении проявлений индивидуальных черт учащихся класса, выбор правил, регулирующих школьную жизнь, осознание и выбор правил взаимоотношений с одноклассниками);
учить выделять цели, мотивы своих действий и действий других людей; определять правила жизни в семейной общности (осознание своего места и роли в семейной общности, выбор своей позиции в отношениях с другими членами семьи);
помочь детям самоопределиться в нравственных категориях, в системе общечеловеческих ценностей;
создать условия для эмоционального переживания свободы в собственных решениях; развивать умение находить средства для удерживания собственной позиции.
2. Формы, методы и средства, используемые при изучении:
- в качестве учебных заданий используются упражнения, обсуждение и разыгрывание в классе проблемных ситуаций, анализ своих успехов и ошибок, практические задания; очень важную роль играет ведение летописи. Книга летописи, фиксируя некоторые моменты жизни ребенка, позволяет сделать явными изменения и развитие класса в целом и каждого ребенка в отдельности. В эту книгу могут заноситься домашние рассказы детей, их рисунки и т.д.
Курс предполагает широкое использование домашних заданий, которые учащиеся выполняют вместе со своими родителями.
3. Поурочное планирование курса "Самоопределение" (34 ч.):
1. Я и школа (5 ч.).
1.1. Зачем я хожу в школу? Мои цели.
1.2. Как сделать школу лучше? Я выбираю средства.
1.3. Хорошо, что мы разные!
1.4. Правила, которые помогают нам в школе жить дружно.
1.5. Я и мои друзья.
2. Я и дом (4 ч.).
2.1. Цели и действия других людей.
2.2. Как понять цель другого человека.
2.3. Я забочусь о родителях.
2.4. Правила нашего дома.
3. Я и другие (5 ч.).
3.1. У меня есть права!
3.2. Мои права дома.
3.3. Я принимаю свои решения.
3.4. Смогу ли я отказать своему другу.
3.5. Как можно остановить ссору?
4. Я и мир (4 ч.)
4.1. Что важнее: ум, сердце или смелость?
4.2. Что делает нас счастливыми?
4.3. Какую дорогу выбрать?
4.4. В чем сила прощения?
5. Я действую (2 ч.)
5.1. Цель. Действия.
5.2. Последствия действий.
6. Я придерживаюсь правил (9 ч.).
6.1. Золотое правило нравственного поведения (2 ч.).
6.2. Правило "Не жадничай".
6.3. Правило "Не обманывай".
6.4. Правило "Не завидуй".
6.5. Правило "Не будь тщеславным".
6.6. Правило "Не клянчи".
6.7. Правило доброго отношения.
6.8. Наши правила.
7. Я и мы (4 ч.)
7.1. Я - часть своего края.
7.2. Я - часть своей семьи.
7.3. Я и мои друзья.
|