7.4. Я - часть школы.
8. Итоговое повторение (1 ч.).
4. Основные понятия: правило, схема, цель, средства, действие, права, решение, счастье, прощение, жадность, обман, зависть, тщеславие, конфликт, ссора, добро, зло.
Раздел программы "Я и мы" позволяет детям пережить чувство единения с людьми.
Уроки этого раздела или отдельные задания могут быть использованы для проведения классных часов, самостоятельных мероприятий. Они представляют собой законченные сценарии. Творчество учителя позволит увеличить объем этого раздела за счет проведения параллелей его тем с содержанием остальных учебных предметов и внеклассной работы.
4-й класс
1. Все темы призваны способствовать формированию у учащихся знаний (I), ценностных установок (II) и навыков (III).
I. Знания
об обществе и государстве, действующих в них законах и правилах поведения;
о соотношении прав и обязанностей;
об общих чертах и различиях между обществами;
о справедливости, правосудии и ответственности.
II. Ценностные установки
независимость суждений по различным социальным и нравственным вопросам;
уважение закона и прав других людей;
уважение мнений других людей, иных религий, идей, образа жизни;
стремление к ненасильственному разрешению конфликтов;
интерес к процессам, происходящим в обществе.
III. Навыки
аргументации и доказательств в оценке жизненных ситуаций;
общения.
2. Формы, методы и средства:
материалы курса предназначены для использования различных педагогических технологий;
ролевые игры, дискуссии и обсуждения, моделирование ситуаций, написание домашних сочинений, сообщения по проблемам; интервью, составление вопросов, списка аргументов, написание комментариев к рисункам, определение понятий, но особое место принадлежит дискуссии и обсуждению конкретных проблем.
3. Программа курса (34 ч.) "Ваши права".
1. Сохранение и разрушение правил. Справедливость. Возмездие. Расплата. Честность. Верность. (3 ч.).
2. Схожесть и различия. Уважение прав инвалидов. Сочувствие. (2 ч.)
3. Уважение национальных и культурных различий. Забота о других. Свобода от дискриминации и предрассудков. (3 ч.).
4. Ответственность за животных. Права и обязанности несовершеннолетних. Совместная ответственность детей и взрослых. (4 ч.).
5. Ответственность людей за состояние окружающей среды и сохранение школьной собственности. Ответственность в группе друг за друга. Вандализм и его последствия. Случаи антиобщественного поведения. (4 ч.).
6. Правила. Ответственность за неправильное поведение. Выбор друзей. Групповое поведение. Роль полов. (4 ч.).
7. Дружба. Доброе и неприветливое отношение к другим. (3 ч.).
8. Затруднительные обстоятельства. Нарушение закона и неправильные действия. Намерение (умысел) и ответственность. Жертва преступления. (4 ч.).
9. Чувства. (1 ч.).
10. Права детей. Уважение прав других людей. (5 ч.).
11. Подведение итогов. (1 ч.).
Темы программы (4-й класс) могут использоваться независимо друг от друга в различных курсах школьных дисциплин начальной школы, а также для внеклассной работы. Однако лучше всего интегрировать их в предметы гуманитарного цикла.
Татьяна Коршунова,
учитель начальных классов кондровской средней общеобразовательной школы N 4
Дзержинский район,
Калужская область |