Возраст 7-10 лет - лучший период изучения проблем, связанных с идеями сотрудничества, взаимопонимания, прав человека. Это время стремительного социально познавательного развития. Для детей очень важно быть любимыми, быть ровней и быть принятыми коллективом. Отношения чаще используются как способ утверждения равной групповой солидарности и исключения тех, кто отличен. Справедливое отношение ко всем должно быть основной темой обсуждения организации жизни в детском коллективе. Предлагаемая программа ставит цели:
обучать учащихся умению общаться с другими людьми;
воспитывать у школьников познания себя и окружающих;
воспитывать чувство собственного достоинства, терпимости, доброжелательности к людям;
помочь учащимся приобрести умение выразить себя, общаться между собой и заботиться друг о друге.
Программа курса построена линейно и состоит из 3 частей:
I часть - 2-й класс. "Моя малая родина" - знакомит с жизнью общества на примере своего города; дает элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании, при этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики. Ставятся цели: уточнить представления учащихся о семье, соседях, показать важность внимательных и заботливых отношений; воспитание гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде.
II часть - 3-й класс. "Самоопределение". Это помогает детям осознать свои реальные возможности и ограничения, принимать ответственные решения, развивать свои этические взгляды, повышать уважение к другим.
III часть - 4-й класс. "Ваши права". Она формирует уважение к правам человека, чувства ответственности, справедливости.
Таким образом, ребенок проходит путь от выделения себя в бесконечном процессе мироздания, может быть, еще не до конца, но уже отделяет свой собственный мир, очерчивая круг именно своих впечатлений, ощущений, желаний, мыслей, чувств, осознает себя как отдельную личность, отличную, неповторимую, до понятия того, что он не один в этом мире, что за пределами его собственного мира чувств, мыслей и желаний существуют другие, иные, непохожие, и признания, что другой - личность, тоже неповторимая.
Содержание курса
2-й класс
1. Основные задачи занятий:
познакомить детей с жизнью общества на примере своего города;
учить распознавать растения и животных своей местности, раскрыть доступные пониманию детей экологические зависимости;
познакомить учащихся с историей названий родного города, улицы, показать процесс их возникновения и связь топонима с историей;
познакомить учащихся с символами своего города;
уточнить знание детьми домашнего адреса, их представления о семье, о трудовых обязанностях членов семьи (на работе, дома), воспитывать внимательное и заботливое отношение к другим членам семьи, желание помогать им.
2. Формы, методы и средства, используемые при изучении:
учащиеся ведут наблюдения за природой и общественной жизнью с помощью учителя и родителей;
занятия проводятся в классе, на улице, в лесу, парке, музее;
беседы, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, рисование - все это позволяет сделать занятия интересными, увлекательными для детей.
3. Темы программы "Моя малая родина" (18 ч.):
1. Моя семья. Я, мое имя. (3 ч.).
Генеалогическое древо семьи. Что значит мое имя. Праздник семьи.
2. Моя улица. Мой дом. (3 ч.).
Название. Почему так назвали? В каком доме я живу? Мои соседи.
3. Мой город. (5 ч.).
Почему город так назван? Кем и когда основан? Названия улиц, переулков, которые отражают занятия жителей, события, природу. Объекты города. Профессии, которые нужны и важны для города. Работы на улицах города. Экскурсии.
4. Что такое музей. (2 ч.).
Знаменитые люди города. Экскурсия в краеведческий музей.
5. Природа родного края. (4 ч.).
Животные, растения, водоемы. Охрана. Красная книга края. Экскурсии.
|