3. Что такое "информационное общество"? Какие иные эпитеты можно для него придумать? Какое место в жизни современного человека играет сеть "Интернет"? 4. В чем проявляется отход от массовости в условиях современной цивилизации? 5. Почему ученые считают, что в условиях информационного общества невозможно существование тираний, деспотий? 6. Какие явления вы назвали бы проявлением "кризиса современной цивилизации"? Задания 1. Существует множество характеристик современного мира: "постиндустриальное общество", "информационное общество", "общество, в котором обеспечивается благосостояние для всех", "общество высокого массового потребления", "технологическое общество". На какие особенности современной цивилизации указывают эти названия? Можно ли распространить их на все страны современного мира в равной степени? Можно ли утверждать, что современная эпоха качественно отличается от предыдущих? Обоснуйте свою точку зрения. 2. Историки, экономисты, политологи полагают, что в 1950-1970- е годы в ведущих странах мира начался переход от машинного производства к технологическому, которое характеризуется следующими основными чертами: изменение способов воздействия человека на природные материалы; кроме физических, управленческих, организующих функций от человека к машине переходит и интеллектуальная, логическая; машина тоже становится умной; микроэлектроника, биотехнологии способствуют тому, что техника перенимает у человека приемы ощущений. Согласны ли вы с предложенным подходом? Как вы думаете, происходит ли подобный процесс в современной России? Для каких стран мира он характерен в первую очередь? Какие изменения в других областях жизни - социальной, политической, духовной - может повлечь за собой данный процесс? При переходе к технологическому производству меняется и сам человек. Вырождается ли он, если машина все больше вытесняет его из сферы труда, либо, напротив, его возможности к совершенствованию безграничны? Сформулируйте свое мнение по приведенной проблеме. 3. Американский ученый Т.Стоунер пишет о свойствах информации: "Информация имеет некоторые специфические свойства. Если у меня есть 1000 акров земли и я из них отдам кому-нибудь 500 акров, у меня останется лишь половина первоначальной площади. Но если у меня есть некоторая сумма информации и ее половину я отдам другому человеку, у меня останется все, что было. Если я разрешу кому-нибудь использовать мою информацию, резонно полагать, что и он поделится со мной чем-нибудь полезным. Так что в то время как сделки по поводу материальных вещей ведут к конкуренции, информационный обмен ведет к сотрудничеству". Прокомментируйте приведенное высказывание. 4. Современное общество принято называть обществом торжества демократии и социальной справедливости. Ушли в прошлое контрасты между богатыми и неимущими, безработным выплачиваются пособия, обеспечивающие сносный уровень жизни, активно действуют различные благотворительные фонды, помогающие бедным. Во многих странах мира (например Швеции, Норвегии, Канаде) образование и здравоохранение бесплатное. Сравните данную картину с представлениями об обществе будущего социалистов-утопистов конца XVIII - начала XIX века: А.Сен-Симона, Ш.Фурье, Р.Оуэна. В чем вы видите принципиальные отличия? А ведь в обоих случаях речь идет о модели справедливого общества, учитывающего интересы человека. Каким предстает человек в работах социалистов и в демократических конституциях ведущих государств мира? Темы для домашних сочинений Облик современной цивилизации. Интернетовский образ жизни. Я и мой компьютер. Портрет технотронного общества. Мировоззрение человека технотронной эпохи. Стоит ли бояться будущего? Андрей Иоффе |