Вы не прошли по конкурсу в государственный ВУЗ? Не переживайте! Альтернатива есть: только в Москве существует около 300 негосударственных ВУЗов. При наличии определенной суммы денег, а главное, желания учиться, вы сможете получить заветный диплом. Но стоит ли в этом случае рассчитывать на качественное образование? Каковы особенности обучения? Можно ли потом найти хорошую работу? На эти и другие вопросы предлагаем ответы `из первых рук` - ректоров и проректоров уже состоявшихся негосударственных ВУЗов.
Негосударственный ВУЗ - что это значит?
В России первым негосударственным, а точнее общественным, ВУЗом была Московская практическая академия коммерческих наук, образованная в 1810 году. При советской власти все ВУЗы перешли в собственность государства, и термин `государственный ВУЗ` лишний раз это подчеркивал.
Но во время Перестройки многое изменилось. В 1992 году был принят закон, который допускал существование, наряду с государственной, и других форм собственности: частной, смешанной, общественной. В результате, возникли негосударственные ВУЗы. Их главная особенность в том, что за обучение платит не государство, а сам студент.
Ильчиков М.З., ректор Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова (ИМПЭ им. А. С. Грибоедова)
На мой взгляд, термин `негосударственный` неточен и некорректен. Какие же мы `негосударственные`, если находимся в государстве, занимаемся подготовкой специалистов, нужных государству, да и процесс обучения у нас соответствует госстандартам? Правильнее было бы - `внебюджетный` или `общественный`. А еще лучше - вообще в названии не акцентировать внимание на форме собственности. ВУЗ высшего профессионального образования - и все. Остальное будет указано в договоре со студентом.
Пчельников Г.И., проректор Московской финансово-юридической академии (МФЮА)
А меня термин `негосударственный ВУЗ` не задевает. Во всем мире образование - прежде всего негосударственное. И это образование высшего качества.
Рени Лекач, ректор Московского Университета Туро
Недавно я разговаривала со студентами, которые перевелись к нам, отучившись пару лет в одном государственном ВУЗе. Ребята считают, что только у нас они впервые встретили уважительное к себе отношение и со стороны преподавателей, и со стороны администрации. Их оценка для меня крайне важна. Студенты для нас - партнеры, мы вместе растем, ищем новые формы и методы обучения. Это - не панибратство, это - настоящее сотрудничество.
Нестерова Н.В., ректор Университета Натальи Нестеровой
Как все начиналось?
Одни ВУЗы создавались на базе государственных, другие - `с нуля` (таких около 60 %). Люди, которые не могли реализовать свои идеи в сфере государственного образования, организовывали собственные учебные заведения, разрабатывали новые технологии.
Я могу привести пример, когда трое человек просто собрались однажды и сказали друг другу: `Ну, что, начнем? Поехали!`. И получалось! У нас в первом наборе было 5 студентов, а сейчас их - 600. С помещением помогла Гильдия российских адвокатов. Кстати говоря, практически любой негосударственный ВУЗ для начала старался найти спонсоров.
Крестинский М.В., первый проректор Российской академии адвокатуры (РАА)
Создание ВУЗа - это миссия, которой нужно посвятить огромный кусок своей жизни. А будет ли положительный результат, неизвестно. Конечно, необходимы большой опыт, знание маркетинга: без `нового рыночного мышления` состояться невозможно. (Именно поэтому некоторые ВУЗы выдерживали от силы год-два).
У нас не было ни копейки. В то же время без серьезных материальных затрат не обойтись. Нужны удобные аудитории, а не какой-нибудь `офис` на задворках. По всей Москве искали, где арендовать помещения. Первые три месяца свою зарплату отдавал. Но ничего, сумели:
Смирнов К.А., ректор Международного славянского университета (института) им. Г.Р. Державина (МСУ)
Наш ВУЗ появился в 1998 году: уже существовала жесткая конкуренция, было очень сложно найти специализации, позволяющие занять собственную нишу на рынке труда. Возникали препятствия и со стороны исполнительных властей: Мы все преодолели, доказали свое право на жизнь, но, на мой взгляд, тенденция такова, что `новеньким` будет все сложнее пробиваться на рынок образовательных услуг:
|