То, чему мы учились в школах и университетах,
не образование, а только способ получить образование...
Ральф Эмерсон
Сапожковская средняя общеобразовательная муниципальная школа N1 - обычная школа в отдаленном сельском районе Рязанской области. Два года назад АО "Электросвязь" предоставило техническую возможность районам области получить доступ в Интернет по существующим междугородним телефонным каналам. Конечно, такую возможность школа не могла не использовать, и спустя две недели, состоялся наш первый выход в Интернет. Качество связи - удовлетворительное, во всяком случае, 31200 - обычная скорость. За это время накоплен некоторый опыт работы в Сети:
мы знаем, что реально полезного можно найти в бесплатных ресурсах;
что и за какую цену можно приобрести в платных ресурсах Интернет;
примерно знаем, чего в Интернете нет;
научились обмениваться информацией с друзьями и коллегами;
научились размещать собственную информацию в Сети.
Для педагога возникает проблема - как без потерь провести своих учащихся через пенные валы прибрежных рифов на материк Знаний, скрытый за ворохами информационного мусора, в изобилии принесенного шальными ветрами времени.
Не следует ожидать
Чего не следует ожидать от прихода Интернет-технологии в школу? (Речь идет о массовой школе). Не следует ожидать, что Интернет сможет заменить систематическое образование ребенка, особенно в младшем, да и в среднем возрасте. На этом этапе развития ребенка чрезвычайно важно сформировать у него целостное восприятие окружающего мира, сформировать то, что называется мировоззрением. Сделать это может и должен умный и добрый воспитатель, находящийся рядом и вместе со своим воспитанником. Неслучайно, в подавляющем большинстве, дети в ходе конкурса "Моя школа в третьем тысячелетии" высказались за то, чтобы в школе будущего остался живой учитель.
Не следует ожидать, что Интернет снимет часть проблем и забот с учителя, облегчит ему жизнь. Вернее, так - одну часть снимет, но две положит: для умелого использования огромных возможностей Сети требуется большая, систематическая, постоянная работа педагога по самообразованию, которая материально никак не компенсируется, да и морально - далеко не всегда. Это как раз тот случай - нажмешь кнопку, и спина в мыле.
Не следует ожидать, что дети (а часто - и многие взрослые), получив сравнительно простой и легкий доступ в Интернет, будут стремиться использовать его ресурсы только себе во благо. Любопытство движет миром, стремление заглянуть за горизонт, за край Земли, увидеть, а что там, за границей познанного, создает для человека трудно преодолимое желание побродить-посмотреть-послушать краски и голоса планеты Земля, в одночасье оказавшейся, благодаря возможностям Интернет, на препараторском коврике компьютерной мыши. Для педагога возникает проблема - как без потерь провести своих учащихся через пенные валы прибрежных рифов на материк Знаний, скрытый за ворохами информационного мусора, в изобилии принесенного шальными ветрами времени.
Но, однако, не следует ожидать, что Интернет - очередная болезнь цивилизации, от которой со временем найдется вакцина, человечество сделает прививки кому надо, переболеет, получит иммунитет и успокоится. Нет, Интернет - это навсегда. Так же как телевизор, самолет, телефон. Нет пути назад, изобрести "наоборот" человечеству еще ничего не удавалось.
Открытое общество не может иметь закрытую школу. Учебная архитектура школьного образования неизбежно должна стать открытой, и с позиции учителя, и с позиции ученика, и с позиции родителей.
Интернет и школа
Школа как основной источник знаний, учитель как основной носитель истины, позитивных знаний - в сознании молодого поколения во многом потеряли и продолжают терять свой былой ореол. Научиться жить и работать в быстро изменяющемся мире, научить этому своих учеников - основная задача современной школы. Не решив ее, школа постепенно и тяжело будет уступать свои позиции новым образовательным учреждениям, создаваемым на базе информационных услуг оборотистыми провайдерами с помощью сети Интернет. Проще говоря, если в школу не придет Интернет, то в Интернет уйдет школа.
|