И у ребят не бывает ни одинаковых, стандартных начал, ни одинаковых ответов. Вот как начала одна из учениц рассказ о Чацком: `Карету мне! Карету!`- кричит молодой человек. Он не желает оставаться на балу. Он едет один, куда глаза глядят. Да, Александр Андреевич Чацкий не пожелал оставаться с этими господами...` А вот несколько `начал` ученических ответов о Базарове. `Базаров был нигилистом...`, `Базаров - молодой шестидесятник...`, `Мне больше всего нравится в Базарове то, что он обо всем имеет свое собственное мнение и не боится его высказывать. Он не смотрит на то, что это может кому-нибудь не понравиться`, `У меня двойственное отношение к Базарову`. Почему мы придаем этому значение? Во-первых, если ученик начинает не стандартно, по-своему, ему и продолжать естественно так же. Во-вторых, очень часто ученика затрудняет именно начало (если, конечно, он не учит по учебнику). Как часто мы слышим от старательных учеников, которые добросовестно готовятся к уроку и ответят на любой вопрос: `Не знаю, как начать...`! Что ж, надо помочь им.
Опрос Иногда считают, что связный ответ по анализу образа самое главное и чуть ли не единственное, что заслуживает хорошей оценки. Но это не так. Ничуть не менее важны (и ничуть не менее заслуживают хорошей оценки) рассуждения ребят о том или другом поступке героя, рассказ об отдельных сторонах его характера, правильное объяснение какого-нибудь факта, наконец, просто интересная мысль. Почему не поставить хорошую отметку мальчику, который сумел самостоятельно объяснить причину недоброжелательного отношения Онегина к помещикам? Учитель спрашивает: `Что могла слышать Татьяна об Онегине до встречи с ним и что она могла понять из этих слухов?` Девочка поднимает руку и отвечает: `Из того, как отзывались о нем помещики, Татьяна могла понять, что он не похож на них. Ему скучно их общество, скучны их пошлые интересы. Татьяна могла понять, что Онегин вообще человек независимый, со своими взглядами. И какой-то особенный`. Учитель ставит этой ученице хорошую отметку. Неважно, что говорила она немного. Важно, что она поняла главное. Если стремится высказать свою мысль слабый ученик, учитель всячески поощряет его. Ученице, которая во время беседы по какой-то главе из `Онегина` все время `вставляла` в ответы товарищей цитаты (разумеется, наизусть), была поставлена отличная отметка. Вообще формы опроса по анализу образа героя могут быть самыми разными. Так, между уроками, посвященными образам князя Андрея или Пьера Безухова (таких уроков бывает 3-4 по каждому образу), учителя обычно задают ребятам выразительное чтение (по книге) и анализ их любимых отрывков, в которых действует данный персонаж. Анализ состоит в объяснении того, как проявляется в данном эпизоде характер героя, это сумел показать автор в немногих строках. А вот как проходит опрос по образу Рахметова у некоторых московских словесников. На дом учащиеся получили задание самостоятельно прочесть главу `Особенный человек` и подумать о том, то их больше всего поразило в Рахметове. Этот вопрос ставится на следующем уроке. Ответы самые разные. `Меня поразило, как он читал. Он не читал все подряд, а выбирал, что у этого автора самое главное. Раньше мне это не приходило в голову. Возьму какого-нибудь писателя и читаю все подряд. А ведь это совсем не нужно. Рахметов был прав: надо прочитать самое главное`. `А меня поразило, что он читал несколько суток подряд`. `А меня, как он знакомился. Нужен ему человек, прямо говорит: `Мне нужно с вами познакомиться`. Чернышевский пишет, что он не хотел знакомиться с Рахметовым и сказал, что приезжает домой только в 2 часа ночи. Так Рахметов все равно не сдался и сказал, что приедет`. `У него личного времени не было совсем, а все время было отдано делу`, `Он спал на гвоздях` и др. `А во всем ли вы согласны с Рахметовым?` Многие ответили утвердительно, а некоторые возражали. Учитель сказал об отношении Писарева к этому образу. Одни согласились, другие нет. `А как бы он переносил голод в тюрьме, если бы привык хорошо питаться?` - `А как же другие переносили?`
|