В сущности, после этого уже не обязательно задавать и спрашивать `связный рассказ о Рахметове`. Вряд ли после такого урока он будет интересен. Да и вообще не всегда обязателен рассказ ученика об образе в целом. Хорошо если во время опроса создается такая атмосфера, что ребята чувствуют: их спрашивают не ради отметки. Вызывая ученицу, учитель говорит: `Интересно, что скажет о Базарове Нина?` А когда Нина высказывает мнение, что прямота Базарова часто переходит в грубость и бестактность, учитель спрашивает у грубовато-резкой Любы: `А ты. Люба, согласна с этим?` Ребята улыбаются. Девочки просят учителя: `Вызовите, пожалуйста, мальчиков! Нам интересно, что мальчики о Базарове скажут!` И видно, что девочкам это и в самом деле интересно. Иногда более слабым ученикам, когда они отвечают, приходится задавать вспомогательные вопросы. Что ж, на первых порах можно снизить требования к речи ученика. Но зато резко повысятся требования к самостоятельности ответа: к самостоятельности мысли и ее выражения. Самое важное - чтобы ребята поверили: они могут работать сами, они могут думать сами, и каждая их мысль будет встречена с интересом. И чтобы поняли: главное - не повторять чужие слова, а знать и понимать текст, думать над ним, чувствовать его, уметь выразить свои мысли, свое восприятие текста, свое отношение к герою. Связность и беглость речи тоже постепенно выработаются. |