Вопросы на дом Читается по главам `Евгений Онегин`. Прочитана в классе первая глава. Ученики записывают в тетради домашнее задание по первой главе: 1) Рассказать о воспитании Онегина и о том, что он в результате этого воспитания знал и умел. 2) Образ жизни Онегина. 3) `Но был ли счастлив мой Евгений?` (строфы XXXVI-XLIV). Ученикам объяснили, что рассказывать нужно, используя цитаты. Каждый может процитировать те строки, которые ему больше понравились, те, которые легче было запомнить: `Не надо зубрить, вы от этого не получите никакого удовольствия. Понравившиеся вам строки прочтите несколько раз, про себя и вслух, и они запомнятся сами собой`. Разумеется, ребятам не надо учить наизусть все цитаты, а только некоторые (кто сколько хочет). После чтения в классе половины второй главы (больше не успели) на дом были даны два вопроса: 1) отношения между Онегиным и его соседями-помещиками и причины таких отношений. 2) Что сблизило Онегина и Ленского? (Строфы XI и XII.) Здесь характер вопросов другой, чем к первой главе. Тут необходимо размышлять, высказать свое мнение и понимать текст. Вторая глава дочитана. Вопрос на дом: Чем отличалась Татьяна от дворянских барышень? Эти вопросы помогли ребятам понять текст романа и облегчили им подготовку связного рассказа о его героях. Подобные задания необходимы также потому, что учащиеся работают непосредственно с текстом и приучаются понимать: главное - не в заучивании учебника (многие учителя вообще не требуют этого), а в самостоятельной работе с текстом. Само собой разумеется, что предложенные к первой и второй главам романа `Евгений Онегин` вопросы не единственно возможные. Важно, чтобы вопросы соответствовали чувствам, вызываемым произведением в целом или главой, то есть чтобы они касались самого главного. Ребята впервые читали `Онегина`, а учительница предложила им дома, читая вторую главу, подумать над особенностями воспитания в семье Лариных и над отношением автора к деревенской жизни. Но ведь эти вопросы вступают в противоречие с восприятием главы учеником, с чувствами, которые она вызывает. Такое задание помешает подростку полюбить Татьяну, представить ее задумчиво сидящей в стороне ото всех у окна, или бродящей по саду с книгой, или любующейся рассветом, помешает понять тоску Онегина... В классе прочитаны первые две главы рассказа Чехова `Ионыч`. Учитель предложил ученикам дочитать рассказ дома и подумать над тем, что случилось с доктором Старцевым и почему. Почему были поставлены именно эти два вопроса? `Да потому, что они сами собой приходят в голову каждому, кто прочитает рассказ`,- отвечает мне учитель. И добавляет: `Это, по-моему, главное`. Как глубоко он прав! Вопросы хороши и тем, что ничего не подсказывают. Ученику есть над чем всерьез подумать! Ведь если спросить, например, о том, какую роль в перемене, происшедшей со Старцевым, сыграла среда или в чем пошлость семьи Туркиных, то ученику тут в сущности не над чем размышлять: ответы подсказаны. Совсем не обязательно задавать все вопросы, которые вы хотите поставить, на дом. Многие словесники предпочитают ставить больше вопросов на уроке. Такая беседа без предварительной подготовки учащихся проходит обычно очень живо. А дома ученик может читать спокойно, вживаться в текст и не думать все время о том, годится ли та или другая цитата для ответа на очередной вопрос. Если постоянно помнить о многочисленных вопросах (а то и смотреть в них), то это помешает переноситься в созданный писателем мир. Поэтому пусть ваши вопросы будут немногочисленны. Как помочь? Как помочь ребятам подготовить связный рассказ о герое, когда беседа о нем закончена? Представьте, что ребятам было бы без всяких пояснений сказано: `Дома подготовьте рассказ об образе Онегина`. И вот приходит подросток домой, раскрывает дневник: `Образ Онегина`. Что делать? Кто его знает! Вот и будет по учебнику учить. Ну а если учитель так не разрешает? Тогда у слабого ученика, когда он думает о таком сложном образе, может появиться вопрос: `Ну, ладно, по учебнику нельзя, а как можно?` И здесь могут помочь наводящие вопросы. Ну, например, такие:
|