Исследование содержания Слова, исторической роли упомянутых в нем лиц и событий, уточнение места битвы на Каяле и времени написания Слова, восстановление первоначальной конструкции его текста, нарушенного позднейшими переписчиками, - вот круг вопросов, к которым привлекается читательское внимание в книге: Рыбаков Б. А. `Слово о полку Игореве` и его современники. - М.: Наука, 1971.-295 с. Ряд предположений о характере похода Игоря и причинах его неудач, догадка о том, что автором Слова мог быть дружинник Игоря, тысяцкий Рагуил Добрынич, дочь которого, по свидетельству историка В. Н. Татищева, пользовавшегося неизвестным для нас списком Слова, Игорь выдал замуж за спасшего его из плена половчанина Лавора, высказаны на основании детального анализа переходов, скорости движения, тактики войск, упоминаемых в Слове видов оружия в книге: Федоров В. Г. Кто был автором `Слова о полку Игореве` и где расположена река Каяла.-М.: Мол. гвардия, 1956.-175 с. Характеристика первых изданий Слова, выписки из Слова в `Истории Государства Российского` И. М. Карамзина и переводы, предшествовавшие первому изданию памятника, составили содержание книги: Дмитриев Л. А. История первого издания `Слова о полку Игореве`. - М.: Изд-во АН СССР, I960.- 377 с. Обычно `Задонщина` включается в состав сборников, где публикуется `Слово о полку Игореве`, как, например, издание Большой серии `Библиотеки поэта`. Древнерусский текст и перевод на современный язык `Слова о полку Игореве` и `Задонщины` содержит издание: Изборник (Сб. произведений лит. Древней Руси) / Вступ. ст. Д. С. Лихачева. - М.: Худож. лит., 1969.-799 с.- (Б-ка всемир. лит.). В связи с 600-летним юбилеем Куликовской битвы вышел в свет ряд отдельных изданий замечательного литературного памятника, ей посвященного: Задонщ-на: Похвала великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его князю Владимиру Андреевичу / Вступ. ст. .М. Н. Тихомирова; Послесл. И. В. Левочкнна; Примечание Ф. Ржиги и М. Н. Тихомирова. - М.: Современник. 1980.-104 с.; Задонщина: Похвала великому князю Дмитрию Ивановичу и брату князю Владимиру Андреевичу, когда победили с помощью божьей поганого Мамая со всеми его силами / Пер, текста и примеч. О. В. Творогова; Вступ. ст. Л. А. Дмитриева. - М.: Книга, 1980.- 139 с.; Задонщина: Летопис. повесть о побоище на Дону; Сказание о Мамаевом побоище, /Предисл. Б. А. Рыбакова; Послесл. А. А. Дмитриева; Коммент. А. Демина; Худож. И. С. Глазунов.-М.: Худож. лит., 1982.-263 с., ил. Древнерусский текст `Слово Софония рязанца (Задонщина)` и перевод В. Ф. Ржиги вместе с `Летописной повестью о побоище на Дону` и несколькими редакциями `Сказания о Мамаевом побоище` публикуются в книге: Повести о Куликовской битве. - Изд-во АН СССР, 1959. - 511 с - (Лнт. памятники). `Слово о полку Игореве` вдохновило ученого-химика, литератора и композитора Александра Порфирьевича Бородина на создание героико-эпической оперы `Князь Игорь`. Взяв за основу знаменитый литературный памятник, он по сценарию известного музыкального критика В. Стасова написал либретто оперы. Закончить оперу не успел, но после его смерти по оставленным материалам в 1888 г. ее завершили Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. Так возникло монументальное мелодическое полотно, прославляющее величие и несокрушимую нравственную силу народа. Талант Бородина проявился в опере с необычайной мощью. `Главное качество его, - отмечал В. Стасов, - великолепная сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой`. Бородин продолжил начатое Глинкой дело создания русской национальной музыкальной школы с ее утверждением народности и реализма в искусстве, с приверженностью к героическому эпосу, с ярким выражением патриотических чувств, восхищением человеком богатырской силы и неукротимого духа. `Музыка Бородина, - писал Б. Асафьев,-возбуждает ощущение силы, бодрости, света, в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор, в ней гармоничное, здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живешь`. Небывалый оптимизм, звучащий в опере, перекрывает печаль исторического события, легшего в основу литературного источника, красотой бесстрашия, душевной стойкостью и нравственной непреклонностью человека, бросающего вызов опасности, непокорностью к немилостивой судьбе, гордо несущего свое человеческое достоинство. Опера затрагивает самые сокровенные струны сердца. В ее звучании - сложная гармония трогательной интимной лирики и страстного гражданского пафоса.
|