В роли Демона певец запечатлен художником А. Головиным (1906). О популярности шаляпинского `духа сомненья` свидетельствуют рисунки и дружеские шаржи на певца, например, изображение его в костюме Демона, стоящего на земном шаре, и др.
Влюбленный в образ Демона, Шаляпин признавался: `От Врубеля мой Демон...` Действительно, титанический облик лермонтовского `духа сомненья`, созданный гениальной кистью Михаила Александровича Врубеля,- создание своеобразное, удивительно сильное, впечатляющее. Этот образ был заветным для художника, чье драматичное и необычное творческое видение служило порой мишенью для злобных насмешек обывателей, не понимающих новаторского характера работы художника. `Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый`,- так пояснял в письме отцу свое понимание образа Демона М. Врубель. В течение своей жизни художник множество раз обращался к воссозданию Демона - и в скульптуре, и в рисунках, и в живописных полотнах. Первый вариант `Демона` (1885-1886) не сохранился. В 1887-1888 гг. рождаются варианты скульптуры Демона, а в 1890 г. картина `Демон сидящий`. По свидетельству большого друга и покровителя художника Ф. фон Мекка: `...мысль о Демоне все сильнее овладевала им. На обрывках писем, на полях газет, на клочках бумаг стал появляться Демон. То он стоял, в тоске заломив за голову руки, то он реял высоко в небе, распустив волшебные крылья, то он покоился на гранитных скалах Кавказа. `Печальный демон, дух изгнанья`, так декламировал в это время Врубель, и чувствовалось, что Демона Врубель создавал, глубоко переживая его`.
Цикл черных акварелей (1891) - иллюстраций к поэме в издании Кушнерова, полихромная скульптура 1894 г. `Голова Демона`, незавершенная работа 1899- 1900 гг. `Демон летящий`, наконец-полотно 1901- 1902 гг. `Демон поверженный` - вот основные этапы работы художника над образом. Совет Третьяковской галереи не купил последнего `Демона`, не постигнув чересчур смелой новации художника, и картина была приобретена Ф. фон Мекком, устроившим чествование Врубеля. `Лучше бороться с произволом, чем со стадной тупостью`, - писал Врубель в одном из писем, всем своим творчеством отстаивая право художника на новое слово в искусстве. И не случайно врубелевские демоны стали общепризнанной классикой. По-микельанджеловски мощные `Демон сидящий`, `Демон поверженный`, хранящиеся ныне в Третьяковской галерее, и другие полотна М. Врубеля, полные нездешней мощи и мысли, поражают воображение зря геля. По-своему интересны иллюстрации к поэме Лермонтова художников А. Агина, В. Верещагина, Г. Гагарина, М. Клодта, Ф. Константинова, К. Коровина, Е. Лансере, В. Поленова и др.
Поэма `Демон` входит во второй том всех Собраний сочинений М. Ю. Лермонтова: Собрание сочинений: В 4-х т./Вступ. ст. И. Андроникова.-М.: Худож. лит.. 1975-1976. Обширным историко-литературным комментарием отличается издание: Собрание сочинений: В 4^-х т.-2-е изд., испр. и доп.-Л.: Наука, 1979-1980;
Собрание сочинений: В 4-х т./ Вступ. ст. В. Архипова.- М.: Правда, 1969.- (Б-ка `Огонек`. Отеч. классика).
Неоднократно выходили в свет избранные произведения поэта, всегда включавшие поэму `Демон`. В i960-1980-х гг. изданы: Избранные сочинения / Вступ. т. В. Вацуро.-М.: Худож. лит., 1983.-831 с., ил.- Б-ка классики. Рус. лит.); Избранное / Вступ. ст. И.. Андроникова.-М.: Правда, 1982.-447 с.-(Б-ка -греч. классики); Избранное/ Вступ. ст. В. Мануйлова.- .Л.: Худож. лит., 1979.-535 с.; Избранные произведения: В 2-х т./Вступ. ст. И. Андроникова,-М.: Худож. лит., 1973.-в 1-м т.; Избранные произведения: В 2-х т./ Вступ. ст. П. Антокольского.-2-е изд.-М.; Л.: Сов. писатель, 1964. - (Б-ка поэта. Большая сер.) - во 2-м т.
Интересны и сборники, снабженные ценным справочным аппаратом или отличающиеся высоким качеством полиграфического оформления, такие, например, как: Стихотворения; Поэмы; Маскарад; Герой нашего времени I Вступ. ст. И. Андроникова.-М.: Худож. лит., 1972.-767 с.-(Б-ка всемир. лит.); Стихотворения:
Поэмы; Маскарад; Герой нашего времени / Послесл. Л. Арутюнова.-М.: Худож. лит., 1981.-364 с.; Стихотворения; Поэмы /Вступ. ст. И. Андроникова.-М.; Худож. лит., 1980.-223 с.-(Классики и современники. Поэтич. б-ка); Стихотворения и поэмы/ Послесл. и примеч. А. Муравьева,-М.: Сов. Россия, 1974.-304 с.- (Поэтич. Россия); Поэзия: Стихотворения, поэмы, драмы/Вступ. ст. И. Андроникова.-2-е изд.-М.: Дет. лит., 1976.-335 с.-(Школ. б-ка); Поэмы/ Вступ. ст. Т.Ивановой.- М.: Дет. лит., 1965.-238 с.-(Школ. б-ка).
К 150-летию со дня рождения поэта с иллюстрациями М. Врубеля, В. Васнецова, В. Поленова, И. Шишкина, Л. Пастернака выпущено издание: Стихи и поэмы/Вступ. ст. П. Антокольского.-М.: Худож. лит., 1964.-223 с.- (Нар. б-ка).
|