Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

"Снегурочка"
<<назад
 1  2  3  4  5 

И озером нельзя налюбоваться.
Вода манит, кусты зовут меня
Под сень свою: а небо, мама, небо!
Разлив зари зыбучими волнами
Колышется.

В этих восторженно-прекрасных стихах драматург рисует психологически точную картину переживаний юной созревшей для любви девушки, всю силу проснувшейся страсти подарившей тому, кто первый встретился ей - Мизгирю. Упоенный речами Снегурочки, полными безоглядного чувства, Мизгирь и слышать не хочет об опасности, нависшей над ней. Покорно, не сетуя на свою участь, идет она навстречу неминуемой кончине в ярких лучах солнца, делая Берендею и народу свое последнее признание:

Но что со мной: блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О мать-Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течет во мне!О Лель,
В ушах твои чарующие песни,
В очах огонь... я в сердце... и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви! Прощайте, все
Подруженьки, прощай, жених! О милый,
Последний взгляд Снегурочки тебе.


Так поэтично расстается с жизнью умирающая Снегурочка. И ценой ее гибели берендеи освобождаются от страшного оцепенения зимы. Трагический бунт Мизгиря, протестующего против несправедливости богов, лишивших его любимой, не разрушает общего светлого настроя произведения. Ведь в мир берендеев снов возвращаются тепло и солнце, а красота окружающей природы внушает людям жизнелюбие и оптимизм.
`Островский дал в `Снегурочке` несравненный шедевр, один из крупнейших перлов русской сказочно поэзии...`, - писал А. В. Луначарский. Создавая пьесу, автор шел от народного понимания идеалов любви красоты, смысла жизни и выражения их в сказочных образах. Из черновых вариантов видно, как изменяло авторский замысел весенней сказки.

Сначала среди героев пьесы, носившей название `Девушка-Снегурочка` были Иван Царевич, Авоська-дурак, а берендеево царство, Ярило, праздник Солнца не упоминались вовсе. Затем, уточняя свой план, делая композиционные постановки, Островский создал второй сценарий, положенный в основу окончательного текста. Характер: действующих лиц в этом варианте подвергались некратной переделке. Далеко не сразу, например, возник образ одержимого страстью торгового гостя Мизгиря, гибнущего вслед за Снегурочкой. Иную линию поведения избирает драматург для Берендея, первоначально влюблявшегося в Снегурочку и получавшего от нее отказ. Большое значение в развитии сюжета приобретают языческие обряды - `Проводы Масленицы: прославление Бога Ярилы и сам праздник Солнца. Поэтические мотивы народных сказок, песен и других жанров фольклора Островский черпал из сборников народного творчества, а старинные обряды воссоздавал по литературным источникам, личным наблюдениям, советам историков и знатоков старинного быта.

Фантастическое, небывалое царство было навеяно ему преданиями о древнем племени берендеев, легендами о Берендеевом болоте близ Переяславля-Залесского. Картины русской природы, горячо любимой Островским, также присутствуют в произведении. Голубой ключ на берегу реки Куекши (у драматурга - озеро), чудесная поляна-прообраз Ярилиной долины и другие пейзажи в Щелыкове Костромской губернии отразились в опоэтизированной форме в `Снегурочке`. Песни, услышанные им в тех местах, были в творчески переработанном виде использованы в напевах Леля. `Кроткий, добрый, на все способный`, по словам Островского, народ, населявший окрестности Щелыкова, также близок берендеям, выведенным в пьесе.

Обрабатывая и переосмысливая фольклорные мотивы, писатель проявлял большую смелость и самостоятельность, по-своему развивал и домысливал мифологию, не впадая при этом в противоречие с народными представлениями. Например, любовь Мороза и Весны не фигурирует в русских сказках, однако в украинских источниках есть варианты, близкие к тому, что придумал Островский. Хор птиц, сопровождающих Весну, написан на фольклорной основе, хотя и не имеет прямых аналогов. Милые полусказочные звери окружают Снегурочку и, в соответствии с народным представлением, прислуживают ей как `теремная челядь`. Птицы, разделенные на сословия (Орел-воевода, Перепел-подъячий, Гуси-бояре, Утята-дворяне и т. д.), фантастический Леший, оберегающий девушку по приказу Мороза, - все они одновременно являются и персонажами, рожденными воображением Островского, и образами, восходящими к народной поэтической традиции.

Значительного труда потребовала от автора разработка стихотворных размеров в пьесе. О хоре гусляров, прославляющих Берендея, Островский писал П. И. Чайковскому: `Ритм, кажется, подходит к словам, я его извлек из поэмы XII века - `Слово о полку Игоревом`. Как проходил процесс `извлечения ритмов` можно проследить по черновой рукописи пьесы. Драматург сначала выписывал рифмы будущего эпизода, а затем подыскивал стихотворный размер, наиболее близкий ритмически тексту `Слова` и передающий эмоциональное настроение хора гусляров.
По замыслу писателя, музыкальное сопровождение должно было сливаться в пьесе с драматическим действием, По просьбе Островского и заказу дирекции императорских театров, музыку к `весенней сказке` сочинил весной 1873 г. Петр Ильич Чайковский, называвший `Снегурочку` одним из любимых своих детищ. Рукопись пьесы драматург пересылал композитору по частям, и тот работал над ней быстро и увлеченно. `Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели без всякого усилия написал музыку`, - сообщал он в одном из писем. Восторженное, поэтическое настроение, которое Чайковский испытывал обычно с приходом весны и пробуждением природы от зимней спячки, как бы передалось музыке. Партитура `Снегурочки`, созданная в духе народных мелодий, поражает щедрым разнообразием выраженного в ней `радостного весеннего настроения`, не исключающего и нот светлой печали, и `мажорно-русского, бодрого и мужественного тона`. `Музыка Чайковского к `Снегурочке` очаровательна`,- писал Островский.

 1  2  3  4  5 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru