В советское время `Снегурочка` идет на сценах многих театров страны. Среди наиболее значительных - постановка режиссера П. Садовского в Малом театре (1922), спектакль Театра им. Ленинского комсомола в Москве (1941), постановка Малого театра (1950). Экранизировал пьесу в начале 70-х гг. на киностудии Ленфильм П. Кадочников, сыгравший в фильме роль царя Берендея.
Широкую известность `Снегурочка` Островского обрела в опере Николая Андреевича Римского-Корсакова, написанной в 1880-1881 гг. `В зиму 1879/80 года я снова прочитал `Снегурочку` и словно прозрел на ее удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу`, - вспоминал композитор. Он получил разрешение Островского воспользоваться текстом его произведения с правом изменений и сокращений. Драматург подарил ему экземпляр `Снегурочки`.
Условия создания оперы были чрезвычайно благоприятными. Римский-Корсаков нанял прекрасную дачу в деревенской глуши, в полутораста верстах от Петербурга в Стелеве. `Первый раз в жизни мне довелось провести лето в настоящей русской деревне. Здесь все мне нравилось, все восхищало, - писал он. - ...Все как-то особенно гармонировало с моим тогдашним настроением и влюбленностью в сюжет `Снегурочки`. Прекрасная природа вдохновляла композитора, неотступно преследуемого `музыкальными мыслями`. Опера продвигалась необычайно быстро. `Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкостью и скоростью, как `Снегурочка`, - свидетельствовал он. 12 августа был закончен набросок оперы, а оркестровка завершена по возвращению в Петербург 26 марта 1881 г. В значительной мере музыка оперы опиралась на народные мелодии, но не бытовые песни, как у Чайковского, а на обрядовые мелодии и древнеславянские напевы. Поэтическим центром произведения стал животворный культ Солнца, воспевание природы, несущей человеку радость и счастье. Праздничный мир берендеев, поклоняющихся Солнцу, искусству, любви, и драматическая история Снегурочки, жаждущей настоящего человеческого чувства, которое несет ей гибель, переданы выразительно и тонко: `Нам жалко Снегурочки, жалко минувшей весны с ее нежными зорями, тихим светом вечерним и скромными белыми ландышами`, - суммировал впечатление от музыки Римского-Корсакова композитор Б. Асафьев.
Первое представление оперы состоялось в Петербурге в Мариинском театре 29 января 1882 г. Партию Леля исполняла А. Бичурина, дирижером был Э. Направник. В дальнейшей истории постановок оперы значительным явлением стал спектакль на сцене Московской частной русской оперы С. Мамонтова в 1885 г. Этой постановке предшествовал любительский драматический спектакль `Снегурочки`, сыгранный в домашнем театре Мамонтова в 1882 г. `Художественную часть постановки взял на себя В. М. Васнецов - вот когда он развернул во всю ширь свои таланты, - вспоминал сын С. Мамонтова В. С. Мамонтов. - При этом он не только сам проникся поэзией этой дивной сказки, прочувствовал ее русский дух, оценил несравненный чистый подлинно-русский язык ее, но, думается мне, заразил своим увлечением и всех участников этого спектакля`. Великолепны были декорации к пьесе, выполненные художником, создавшим целый поэтический мир древнерусского зодчества в придуманной сказочной стране берендеев. Исполнители были одеты в хранившиеся в абрамцевском музее подлинные национальные русские костюмы. Сам Васнецов играл Деда Мороза и был очень хорош в этой роли.
Еще большей удачей явилась оперная постановка Снегурочки`. Творческое дарование Виктора Михайловича Васнецова, оформившего спектакль, удивительно гармонировало со складом музыки. Лучше всех пела Н. Салина - прекрасная `Снегурочка`, по отзыву Чайковского. Васнецовские декорации и костюмы, сказочные и одновременно подлинные, восхищали современников.
Самостоятельную ценность имеют акварели художника к `Снегурочке`, выполненные в 1885 г.: `Заречная слободка берендеевки`, `Палаты царя Берендея`, `Ярилина долина`, `Дед Мороз`, `Снегурочка с веретеном возле прялки`, `Лель`, `Купава`, `Мизгирь, торговый гость`, `Премудрый царь Берендей` и `Гусляры`, хранящиеся ныне в Государственной Третьяковской галерее.
Не только на создание декораций вдохновила Васнецова чарующая сказка Островского. Он написал поэтическую, словно залитую лунным сиянием, картину `Снегурочка-дитя Деда Мороза и Весны` (1899), где среди сугробов зимнего пейзажа возникает изящная фигурка девушки в белой княжеской шубке, оттороченной мехом, - образ, удивительно тонко передающий самую суть сказочного мира, тесно связанного с природой.
Творческие портреты наиболее видных исполнителей оперных партий, в том числе и в `Снегурочке`, даны в сборнике: Мастера Большого театра: Нар. артисты СССР.-М.: Сов. композитор, 1976.-693 с.
|