К счастью, он не сдержал слова.
В Москве в 1898 г. был создан новый театр - Художественный. Один из его создателей Владимир Иванович Немирович-Данченко решил поставить `Чайку`, более того, он считал Чехова `единственным современным писателем, который представляет большой интерес для театра с образцовым репертуаром`. 25 апреля 1898 г. Немирович-Данченко обратился к Чехову за разрешением включить ее в репертуар нового театра: `Чайка`, писал он, - особенно захватывает меня, и я готов отвечать чем угодно, что эти скрытые драмы и трагедии в каждой фигуре пьесы при умелой, не банальной, чрезвычайно добросовестной постановке захватят и театральную залу`.
Спектаклю предшествовала большая и кропотливая работа Константина Сергеевича Станиславского, создавшего партитуру `Чайки`. Влюбленность и Станиславского, и всех исполнителей в Чехова, их глубокое проникновение в чеховский текст принесли победу - спектакль имел грандиозный успех. Но вот парадокс: в постановке Александрийского театра была хороша лишь Комиссаржевская - Нина Заречная, на сцене Художественного театра первые зрители (и сам автор) единодушно считали неудачей исполнение роли Заречной М. Роксановой.
После триумфа 17 декабря 1898 г. в Москве чайка стала символом, эмблемой Художественного театра. Позже, уже специально для этого театра Чехов написал `Три сестры` и `Вишневый сад`.
До Октябрьской революции `Чайка` ставилась редко. Не спешили обращаться к ней и режиссеры молодого советского театра. Лишь в 1944 г. `Чайка` была поставлена в Московском Камерном театре А. Таировым. Это был, по существу, спектакль одной актрисы - Алисы Коонен, создавшей романтически отвлеченный образ Чайки - Нины Заречной. Пьеса шла без декораций, текст был значительно сокращен, многие бытовые эпизоды сняты. В 1945 г. в спектакле `Чайка` Театра им. Моссовета в Москве ярко проявились творческие актерские индивидуальности: М. Астангов - Треплев, создавший трагический и значительный образ, В. Марецкая - Маша, Р. Плятт - Дорн, В. Ванин - Медведенко.
В 50-е гг. к `Чайке` обращались многие театры, для этих постановок характерна героизация образа Нины, она выступала как победительница и противопоставлялась декаденту Треплеву. Лучшие спектакли этого периода, в которых актерам удалось смягчить жесткую социологическую схему, - постановки театра `Красный факел` в Новосибирске (в роли Нины - В. Капустина) и Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина (в роли Нины - Н. Мамаева).
В 60-е гг. наиболее значительны постановка А. Эфроса на сцене Московского театра им. Ленинского комсомола, трактующая `Чайку` как пьесу остро трагическую, лишенную лирических настроений и подтекстов, и спектакль Б. Ливанова в Московском Художественном академическом театре, решенный в героико-романтическом ключе. В настоящее время `Чайка` идет на сцене МХАТа в режиссерском прочтении О. Ефремова, стремящегося донести до зрителя ее полифоническое звучание.
Чеховская `Чайка` ставится в театрах многих городов нашей страны и других стран. География ее полета все расширяется - здесь Англия, Франция, США, Япония, Скандинавские страны, Чехословакия, Польша, Венгрия, Румыния и др.
Существует ряд экранизаций, но удачными их назвать нельзя (фильм `Чайка` 1971 г. режиссера Ю. Карасика и американский фильм (режиссер С. Люметт), где роль Нины исполняла актриса В. Редгрейв).
Сюжет чеховской пьесы лег в основу сценария балета (музыка Р. Щедрина), идущего на сцене Большого театра, где Майя Плисецкая танцует две партии - Нины и Чайки - символа искусства и любви.
`Чайка` входит во все собрания сочинений Чехова. В Полном собрании сочинений и писем (В 30-ти т.-М.: Наука, 1974-1983) пьеса включена в 13-й т., в Собрании сочинений (В 12-ти т.-М.: Гослитиздат, 1960- 1964) -в 6-й т. В Собрании сочинений (В 8-ми т.-М.: Правда, 1969-1970) в 7-й т., в Избранных произведениях (В 3-х т.-М.: Худож. лит., 1976) в 3-й т., в Сочинениях (В 2-х т.-М.: Худож. лит., 1983) -во 2-й т,
Молодежи адресованы издания: Яьесы/Предисл. и послесл. М. Н. Строевой. - М.: Дет. лит., 1974.-288 с., ил.-(Школ. б-ка); Чайка/Послесл. Г, Крыжицкого.- М.: Искусство, 1965.-71 с.
История создания `Чайки`, ее жизнь на сцене, образная система и новаторские принципы драматургии Чехова рассматриваются в ряде книг. Самым широким кругам читателей адресован очерк 3. Паперного `,,Чайка" А. П. Чехова` (М.: Худож. лит., 1980.-159 с.- (Mac. нет.-лит. б-ка). Автор в живой, доступной форме касается многих сложных проблем пьесы, до сих пор являющейся наиболее загадочным произведением великого писателя.
|