`Мой дом, где была написана `Чайка` - такую надпись сделал Антон Павлович Чехов на фотографии своего флигеля в Мелихово. `Чайка` (1895), действительно, вобрала в себя многие события и впечатления жизни чеховской семьи в ее подмосковном доме. Эта пьеса, одна из самых глубоких и загадочных в мировой драматургии, является в то же время произведением глубоко личным, в какой-то мере автобиографическим. `Чайка` принесла своему автору одно из самых горьких потрясений, и ей же драматург обязан едва ли не самой большой творческой радостью.
Уже в начале работы над пьесой Чехов чувствовал ее необычность. `Я напишу что-нибудь странное`, - сообщал он одному из знакомых о своем замысле весной 1895 г. А осенью того же года признавался; `Пишу ее не без удовольствия, хотя страшно вру против условий сцены. Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви`.
`Чайка` - пьеса, в которой в полную меру раскрылись принципы новаторской драматургии Чехова. В ней нет главного героя, Треплев и Тригорин, Аркадина и Заречная, Медведенко и Маша, Дорн, Сорин, Шамраев, Полина Андреевна - все они имеют право на внимание и участие зрителя. Эту особенность заметили уже первые, наиболее чуткие зрители. `Чайка` была написана вопреки тем правилам, которые уже стали театральной рутиной. Чехову удалось отразить жизнь во всей ее сложности и противоречивости, в ее бытовой достоверности - и при этом создать произведение большой обобщающей силы, отточить реализм до глубоко продуманного символа. Образ чайки в пьесе и конкретен, и условно-символичен. Это и убитая Треплевым, брошенная к ногам Нины птица. И записанный Тригориным `сюжет для небольшого рассказа`. И выстраданное Ниной признание - `Я - чайка`. И символ полета, вечного движения.
В пьесе, как утверждал сам автор, мало действия. Более того, самые выигрышные, казалось бы, события происходят за сценой, в перерыве между третьим и четвертым актами (роман Нины и Тригорина, смерть ребенка, страдания Треплева, известность, пришедшая к нему, замужество Маши). Но зато внутреннего движения, проникновения в душу человеческую в `Чайке` очень много.
Финал `Чайки` неожидан для комедии - кончает самоубийством Треплев, тернистый путь предстоит Нине, еще более несчастной будет Маша... И только Аркадина и Тригорин останутся баловнями судьбы, в их жизни вряд ли что-нибудь изменит выстрел Константина Треплева.
Удивительная пьеса, странная комедия...
`Чайке` посвящено много книг, статей, воспоминаний. Подробно рассматриваются в них те жизненные `толчки`, которые повлияли на творческий процесс ее создания и так или иначе преломились в художественной ткани пьесы.
Образ Нины Заречной, юной девушки, мечтающей о сцене и славе, пережившей горчайшие испытания, обычно связывают с судьбой Лики Мизиновой, `прекрасной Лики`, как ее называли в чеховской семье. Подруга сестры писателя, девятнадцатилетняя девушка, поражавшая всех, знавших ее, красотой и обаянием, остроумная, общительная и музыкальная Лика впервые вошла в чеховский дом в 1889 г, и вскоре стала общей любимицей. В 1890 г., когда Чехов готовился к поездке на Сахалин, Лика помогала ему собирать нужные материалы, она была среди провожавших писателя в дальнее путешествие. С этого времени завязывается сложный узел ее отношений с Чеховым. Позже, в 1898 г. Лика напишет на своей фотографии, подаренной Антону Павловичу, строки романса (слова А. Н. Апухтина, музыка П. И. Чайковского):
Будут ли дни мои ясны, унылы,
Скоро ли сгину я, жизнь погуби, -
Знаю одно, что до самой могилы
Помыслы, чувства, и песни, и силы -
Все для тебя!
И сделает приписку: `Я могла написать это восемь лет назад, а пишу сейчас и напишу через десять лет`.
Лика мечтала стать актрисой, училась пению, но певицей так и не стала - очевидно, настоящего таланта у нее не было. Чехова раздражала и огорчала склонность Лики к богеме. Чехов был главной, но не всепоглощающей любовью Лики. Она увлеклась сначала художником И. И. Левитаном, потом писателем И. Н. Потапенко. Оба были друзьями Чехова, и этот сложный клубок отношений своеобразно преломился в зеркале чеховской `Чайки`.
`Прекрасная Лика` и Потапенко часто приезжали в Мелихово. Потапенко играл на скрипке, Лика садилась за рояль, Чехов вел с Потапенко долгие разговоры о литературе.
Весной 1894 г. Потапенко и Лика уехали за границу, в Париж. Но Потапенко не смог оставить своих `прежних привязанностей`; в Париже находилась и его жена, которая не захотела уступить сопернице свои права. В результате Лика осталась на чужбине одна, вдали от родных и близких ей людей, беременная, несчастная.
|