Оправдало себя решение авторов фильма пригласить на главные роли актеров Художественного театра В. Барановскую и Н. Баталова, создавших образы живых, сильных, обаятельных положительных героев. Фильм положил начало отечественной психологической и социальной кинодраматургии. Самую высокую оценку сразу же по выходе фильма на экраны получила работа оператора А. Головни; `Я утверждаю, - писал А. Луначарский, - что почти на все 100 процентов картина заснята таким образом, что кажется - будто по какому-то волшебству оператор мог непосредственно фотографировать саму действительность`.
В 50-е гг. к горьковской повести обратился режиссер М. Донской, до того уже много работавший над творчеством Горького (им уже были сняты фильмы `Детство Горького`, `В людях`, `Мои университеты`, позже - `Фома Гордеев`). М. Донской писал: `Горький - великий гуманист, самый великий из воинствующих гуманистов... Я все взял у него... Я нашел у него образы неисчерпаемой силы, которые позволят средствами кино проследить все изменения в истории современности`. В фильме М. Донского `Мать` (1955) снимались известные актеры - В. Марецкая (мать) и А. Баталов (Павел Власов).
Повесть `Мать` часто читается по радио, по ее сюжету сделаны инсценировки, идущие во многих театрах страны.
В середине 50-х гг. композитор Т. Хренников создал оперу `Мать`, которая впервые была показана на сцене Большого театра в Москве в 1957 г. Режиссер этой постановки Н. Охлопков передал романтику революционного подвига горьковских героев, звучащую в музыке Хренникова; особой высоты достиг композитор в раскрытии внутреннего мира героев, пафоса их борьбы.
Известные художники - Кукрыниксы, Б. Иогансон, П. Вильяме и др. создавали иллюстрации к повести.
`Мать` входит во все собрания сочинений М. Горького. В Полном собрании сочинений (Худож. произведения: В 25-ти т.-М.: Наука, 1968-1976) `Мать` помещена в 8-м т. Комментарии к повести содержат богатый и интересный материал, освещающий творческую историю произведения. В Собрании сочинений (В 16-ти т.- М.: Правда, 1979) `Мать` включена в 4-й т., а в Избранных произведениях (В 3-х т.-М.: Худож. лит., 1978)-во 2-й т.
Неоднократно выходила `Мать` отдельными изданиями в сериях: `Сыновья века. Серия книг о коммунистах` (М.: Современник, 1983), `Классики и современники. Советская литература` (М.: Худож. лит., 1982), `Школьная библиогека` (М.: Худож. лит., 1982), `Всероссийская библиотека `Мужество` (М.: Сов. Россия, !979), `Библиотека всемирной литературы` (М.: Худож. лит., 1967) и др.
Основные сведения о работе Горького над повестью и ее характеристика содержатся в популярной книге Б. Бурсова `Роман М. Горького `Мать"` (М.; Л.: Гослитиздат, 1962.-119 с.-(Mac. ист.-лит. б-ка). О повести `Мать` говорится во всех монографиях и очерках жизни и творчества Горького. В книге И. Груздева `Горький` (2-е изд.-М.: Мол. гвардия, I960.-366 с.- (Жизнь замечат. людей) о `Матери` речь идет в третьей главе. И. Нефедова в книге `Максим Горький: Биография писателя` (2-е изд. перераб.-Л.: Просвещение, 1979.-256 с.) говорит о повести `Мать` в главе, посвященной русской революции 1905 г. В вышедшей третьим изданием книге Б. Михайловского и Е. Тагера `Творчество М. Горького` (М.: Просвещение, 1969,-335 с.) материал о `Матери` содержит глава `В годы первой русской революции`. Значительное место занимает анализ повести в книгах И. Кузьмичева `Герой и народ` (М.: Современник, 1973.-336 с.) и А. Волкова `Путь художника: М. Горький до Октября` (М.: Худож. лит., 1969.-407 с.)
Опубликовано много документов, воспоминаний, писем, имеющих отношение к созданию повести `Мать`. В первом томе сборника `Максим Горький в воспоминаниях современников` (В 2-х т.-М.: Худож. лит., 1981.- (Сер. лит. мемуаров) помещены воспоминания П. А. Заломова и его жены Ж. 3. Заломовой, считающейся прототипом Сашеньки. Составленный И. Вайнбергом сборник `Страницы большой жизни: М. Горький в документах, письмах, воспоминаниях современников (1868-1907)` (М.: Дет. лит., 1980.-240 с., нл.) содержит интересный текстовой (глава `От имени русской революции`) и иллюстрированный материал (старый Нижний Новгород, мать и сын Заломовы, издания повести). Фотографии прототипов горьковской повести читатель найдет также в сборнике: А. М. Горький в портретах, иллюстрациях, документах: 1868-1936 (М.: Учпедгиз, 1962.-520 с., ил.).
Широко представлена творческая история `Матери` в книге `Семья Заломовых: Сб. воспоминаний и документов` (Сост. Н. Бирюков.-М.: Мол. гвардия, 1956.- 206 с.).
В повести читатель расстается с Павлом на суде, перед ссылкой. Журналист В. Чикин проследил дальнейшую судьбу прототипа Власова-Петра Заломова, результатом чего явилась книга В. Чикина `Возвращение Павла; Послесловие к повести М. Горького `Мать", сост. из писем Петра Заломова к своим друзьям` (М.;
Правда, 1967.-64 с.-(Б-ка `Коме. правды`), О нижегородском периоде жизни Горького, о прототипах героев книги, о событиях, отразившихся в повести, говорится в работе В. Блохиной и Л. Либединской `Горький в родном городе` (М.: Дет. лит., 1972.-191 с., ил.).
|