История создания повести А. М. Горького `Мать`, ее воплощение в произведениях живописи, второе рождение на экране в фильмах В. И. Пудовкина и М. Донского, в опере Т. Н. Хренникова составляют содержание беседы.
В один из дождливых дней августа 1905 г. на пригородной петербургской станции вышел человек, старавшийся не обращать на себя внимания. Осмотревшись, он отправился пешком, через лес в поселок Куоккала и остановился у калитки одной из дач. Увидев за забором высокого мужчину, окликнул его...
Так впервые встретились Алексей Максимович Горький и герой его будущей повести `Мать` Петр Андреевич Заломов.
`Алексей Максимович Горький, - вспоминал П.А.Заломов, - слышал обо мне еще до сормовской демонстрации 1902 года, хотел со мной познакомиться, но я был на плохом счету у полиции и мог ему повредить; я боялся навлечь на него еще большую ненависть полиции, которая видела в Горьком опаснейшего врага самодержавия`. Горький, узнав об аресте Заломова (тот вместе с группой передовых рабочих был арестован 1 мая 1902 г.), стремился облегчить им условия тюремного заключения, внимательно следил за процессом над участниками демонстрации, выписал из Москвы адвокатов для их защиты. А затем посылал деньги Заломову, находящемуся в ссылке. На деньги Горького удалось организовать побег. И вот они встретились...
`Мы пошли с ним в его кабинет, - пишет в своих воспоминаниях Заломов, - во втором этаже, выходивший окнами к морю. Я. сказал ему, что люблю `Песню о Соколе` и загорожу его в бою грудью своей. Он ответил: `Я тоже загорожу вас своей грудью в бою`. Начался откровенный разговор - Горькому было интересно все: и революционная работа Заломова, и судьба его матери и отца, и организация демонстрации. `Мне и в голову не могла прийти мысль о том, - признавался позже Заломов, - что мои рассказы, моя жизнь послужат канвой для замечательного художественного произведения, которое сыграло большую роль в революционизировании широких рабочих масс`.
К моменту встречи с Заломовым замысел `Матери` уже жил в творческом сознании писателя. `Мысль написать книгу о рабочих явилась у меня еще в Нижнем, после Сормовской демонстрации`, - говорил Горький. Основная работа над повестью проходила весной и летом 1906 г. в Америке, куда Горький приехал для сбора средств в партийную кассу большевиков - на нужды революции. В письме Е. П. Пешковой он раскрыл одну из самых дорогих ему мыслей, положенных в основу нового произведения: `В повести, которую я теперь пишу, - `Мать` - героиня ее, вдова и мать рабочего-революционера-я имел в виду мать Заломова,-говорит:
`В мире идут дети... идут дети к новому солнцу, идут дети к новой жизни... Дети наши, обрекшие себя на страдание. За все люди идут в мире,- не оставляйте их, не бросайте кровь свою без заботы!`.
Впоследствии, когда ее будут судить за ее деятельность, она скажет речь, в которой обрисует весь мировой процесс, как шествие детей к правде.
Эти слова, в несколько измененной редакции, Ниловна говорит после разгона демонстрации, речь на суде произносит ее сын Павел.
`Мать` явилась результатом глубокого изучения писателем действительности, хорошего знания среды революционеров, условий революционного подполья. Многое взял Горький для своих героев - Ниловны и Павла - у Петра Заломова и его матери Анны Кирилловны. Но многое и привнес, создав художественные образы большой обобщающей силы. `Когда писатель работает книгу, - утверждал Горький, - он изображает в ней не портрет того или другого знакомого ему человека, а старается изобразить в одном человеке многих, похожих на этого одного человека... Была ли Ниловна? В подготовке революции, в `подпольной работе` принимали участие и матери. Я знал одну старуху, мать рабочего-революционера, которая под видом-странницы разносила революционную литературу по заводам и фабрикам. Нередко матери, во время тюремных свиданий с сыновьями, передавали им записки `с воли", от товарищей. Мать одного из членов ЦК партии большевиков хранила печать комитета на голове у себя, в прическе... Такие матери были не так уж редки`.
Горький постоянно подчеркивал, что Анна Кирилловна Заломова - не исключение. `Вспомните мать Кадомцевых, - писал он, - судившуюся в Уфе за то, что она принесла в тюрьму сына бомбы, коими была взорвана стена во время побега. Я мог бы назвать с десяток матерей, судившихся вместе с детьми...`.
Не является портретом Заломова и Павел Власов. По словам Горького, `Павел Власов-характер тоже нередкий. Именно вот такие парни создали партию большевиков. Многие из них уцелели в тюрьме, в ссылке, в гражданской войне и теперь стоят во главе партии`.
Не только а Сормове и Уфе находили людей, похожих на Ннловну и-Павла Власовых. Писатель П. Павленко вспоминал, что он, прочтя `Мать` в отрочестве, полагал, что она `списана` с матери известного в Баку и Тифлисе большевика Петра Монтина: `Так похожа была жизнь семьи Монтиных на описанную Горьким по нижегородскому материалу`.
В повести Горький с большой художественной силой отразил важнейшие этапы роста рабочего движения и показал руководящую роль рабочего класса в процессе пробуждения крестьянства. Но `Мать` - не только героическая эпопея борьбы рабочего класса, это и книга о втором рождении человека, о его духовном, нравственном выпрямлении. Темная, забитая Ниловна, приобщаясь к революционной правде, прозревает, познает в жизни ее высокий, благородный, прекрасный смысл, чувствует себя частицей поднимающейся народной силы. Такой же путь проходят и другие герои повести. Стихийное бунтарство и озлобленность Рыбина сменяются верой в рабочий авангард, готовностью к подвигу. Анархический бунтарь-одиночка Весовщиков становится членом рабочего коллектива, в нем пробуждаются чувства товарищества, любовь к людям. В книге созданы яркие образы представителей передовой интеллигенции, несущих народу свет революционного сознания (Софья, Саша, Наташа, Николай Иванович и др.).
|