Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности как для учителя, так и для учащегося . Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению как отдельных тем, так и изучаемых дисциплин в целом. Персональный компьютер (ПК) помогает учащимся самоутверждаться, реализовывать свои знания в практической деятельности, творчески решать учебные задания. Сегодня целесообразность применения компьютерных технологий в среднем и старшем звеньях школьной системы очевидна. Навыки пользователя ПК и рынок обучающих программ, мультимедийных справочников, Интернет открывают большие возможности самообразования. Облегчение доступности базы знаний за счет применения постоянно совершенствующихся средств мультимедиа (цветовое и звуковое оформление, анимация) и методик дистанционного обучения (обучающе-контролирующие программы, диалоговый режим, различные уровни сложности) изменяет ролевую функцию учителя в образовательном процессе. Роль учителя как носителя и распространителя информации отходит на второй план, а доминирующей становится роль интерпретатора знаний. Главным становится научить пользоваться новыми знаниями, правильно внедрить их в интеллектуальную среду обучающихся, акцентировать тематические и межпредметные связи, сформировать устойчивые навыки практического применения знаний, развить на их основе мыслительные и творческие способности учеников, обеспечить выход на более высокий уровень образовательного процесса. Практическая деятельность пока еще немногочисленных школ, показывает эффективность использования компьютера при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Курс изучения информатики на этом этапе носит пропедевтический характер и служит формированию информационной культуры детей, компьютерной грамотности, всестороннему развитию ребенка. Одной из важнейших задач данного возраста является развитие различных способностей ребенка, в том числе и математических [2]. Умение абстрактно мыслить, анализировать, делать умозаключения формируется на протяжении всего учебного процесса, но первые школьные годы играют наиболее важную роль в этом процессе. Уже в детском саду много внимания уделяется знакомству с цифрами и числами, развитию устных навыков счета, решению простейших математических задач. В школьный учебный план введен курс `Знакомство с компьютером`, позволяющий воспитанникам с раннего возраста приобщаться к компьютерным технологиям. Дети легко адаптируются к условиям работы в компьютерном кабинете, `умные машины` не вызывают у них комплекса сложной техники, свойственного взрослым, с первых дней становятся привычными участниками учебного процесса [3]. Одной из задач данного курса является закрепление тех знаний, которые получают дети на уроках, в том числе, по математике. Четырехлетние воспитанники детского сада продолжают знакомство с цифрами в игровой форме в кабинете информатики. В начале занятия они заучивают стихотворение С.Я. Маршака `Веселый счет`, рисуют цифры на доске, учатся приводить примеры из окружающего мира на соответствие той или иной цифре, отвечают на вопросы типа: `Сколько лап у собачки? А хвостов? Назовите предмет, который в природе всегда встречается в единственном числе. У Саши 3 яблока, а у Веры - 4. Как сделать, чтобы у детей яблок стало поровну?` После подобных вопросов ребят ждет работа за компьютером. Дети раскрашивают цифру, одновременно выясняя, почему на данной картинке изображена такая цифра. Развивается внимание, память, мелкая моторика руки и пространственная ориентация. Дошкольники пятилетнего возраста пробуют считать с компьютером. В этом им помогает компьютерная программа фирмы `Никита` `Малыш-3` [4]. В задании `Посчитай` нужно найти картинку с правильным ответом и поместить на определенное место. Хорошо продуманное оформление программы, яркие краски, знакомые предметы, оценочная система вызывают интерес детей и желание работать. Малышам в этом возрасте трудно мыслить абстрактно, поэтому наглядно-образное представление задач позволяет всем легко справляться с ними.
|